назад

Тема урока:  Инерция

Цель урока: Провести проверочное тестирование по теме «Механиче­ское движение».

Выяснить физическое содержание такого физического явления как инерция.

Оборудование: металлический шарик; желоб; песок; деревянный брусок.

Демонстрация: движение стального шара по гладкому желобу и по участку желоба, на котором насыпан песок.

Ход урока

I. Проведение проверочного тестирования.

Ученикам раздаются карточки с проверочным тестом №2 (см. раздел «Проверочные тесты» в конце данного пособия).

Тест рассчитан на 15 минут работы, после чего работы собираются, и учитель начинает объяснение новой темы.

 

П. Демонстрация опытов.

     Вопрос, связанный с введением понятия инерция, является очень важным для понимания сути возникновения механического движения и его протекания.

     Демонстрируя опыты с движением шарика по желобу, следует подвести

(учеников к пониманию, что движение возникает только как результат действия одних тел на другие.

     Иногда, правда, действие одних тел на данное не вызывает движения. Например, брусок, который лежит на горизонтальной опоре, может сколь угодно долго покоиться.

 

 


 


 

Но стоит железному шарику удариться о брусок, как он сместится.

                                                       

При этом взаимодействии изменяется и скорость шарика. Следовательно, изменение скорости также связано с взаимодействием тел. Основной вывод: для изменения скорости тел необходимо действие других тел.

III. Новый материал - лекция учителя.

Как отметил в IV веке д.н.э. Аристотель, «причина движения кроется в действии, оказываемом на данное тело каким-либо другим телом». Правда, это утверждение было не совсем верным.

Аристотель считал, что естественным положением тела является покой, - конечно, по отношению к Земле. Всякое же перемещение тела по отноше­нию к Земле должно иметь причину - силу. Если же причины двигаться нет, то тело должно остановиться, перейти в свое естественное состояние покоя. При этом теория Аристотеля никак не объясняет, почему тело, двигающееся по шероховатой поверхности, останавливается гораздо быстрее, чем то же тело, двигающееся по гладкой поверхности.

Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею (1564-1642). Галилей установил, что равномерное и прямоли­нейное движение может быть и при отсутствии действия каких-либо сил. Он утверждал, что если тело движется прямолинейно и равномерно, и нет сопротивления этому движению, оно происходит бесконечно.

Движение, не поддерживаемое никакими телами, называется движением по инерции. Автомобиль, выключив двигатель, движется по инерции, ша­рик по горизонтальной опоре также движется по инерции.

Наш реальный мир накладывает жесткое ограничение на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движе­нии по инерции быстро уменьшается.

При рассмотрении этого вопроса ученики должны усвоить, что инерция - физическое явление, тогда как инертность, о чем будет говориться поз­же, - свойство тел.

IV. Закрепление пройденного материала. Решение задач.

Заключительная часть урока может быть посвящена разбору примеров использования явления инерции в быту, технике, спорте.

Предложите ученикам объяснить, почему, споткнувшись, человек пада­ет вперед (ноги резко останавливаются, а тело продолжает двигаться по инерции в прежнем направлении), а, поскользнувшись, человек падает на­зад (ноги начинают двигаться с большей скоростью, чем тело).

Можно предложить ученикам качественные задачки на сообразитель­ность, например:

1.    Придет ли в движение парусная лодка под действием потока воздуха от вентилятора, установленного на ней?

2.    Барон Мюнхгаузен рассказывал, как он однажды разбежался и прыг­нул через болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до бере­га. Тогда он в воздухе повернул обратно и вернулся на тот берег, с которо­го прыгал. Возможно ли это?

V. Домашнее задание: §7, вопросы к параграфу, задачи №№ 171-176,
188, 189 из задачника.

Дополнительный материал к уроку

Галилео Галилей (1564-1642)

Великий итальянский физик и астроном, впервые применил экспери­ментальный метод исследования в науке. Галилей ввел понятие инерции, установил относительность движения, исследовал законы падения тел и движения тел по наклонной плоскости, законы движения при бросании предмета под углом к горизонту, применил маятник для измерения време­ни.

Впервые в истории человечества Галилей направил «зрительную трубу» на небо, открыл множество новых звезд, открыл спутники Юпитера, сол­нечные пятна, вращение Солнца, исследовал строение лунной поверхности.

Галилей активно поддерживал запрещенную в те времена католической церковью гелиоцентрическую систему Коперника. Гонения со стороны ин­квизиции омрачили последние десять лет жизни великого ученого.

 

 

Hosted by uCoz