Цели урока.
Образовательные: создать условия для понимания
учащимися следующих вопросов: что такое кипение, от чего зависит температура кипения,
при каких условиях возможен процесс кипения, как можно рассчитать количество
теплоты необходимое для кипения вещества.
Развивающие: содействовать развитию внимания,
наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: содействовать воспитанию
уважительного отношения к мнению других, умений слушать, вести диалог.
Оборудование:
I. Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Мы с
Вами разобрали различные процессы перехода вещества из одного агрегатного
состояния в другое. Давайте посмотрим с вами один опыт.
Просмотр задачи
«Пограничное кипение».
Объясните наблюдаемое
явление.
Учащиеся предлагают способы объяснения опыта, представленного в задаче. Учитель
записывает кратко идеи объяснений на листе 2 программы SMART Notebook, задавая уточняющие вопросы, но
не комментируя и не давая правильного ответа.
Чтобы выяснить, правильны ли данные вами объяснения, предлагаю более подробно
познакомиться с таким явлением как кипение.
На какие вопросы мы должны ответить, чтобы проверить предложенные гипотезы.
Совместно с учащимися формулируются вопросы к уроку.
Вопросы (Лист 3 программы SMART Notebook):
II. Повторение
пройденного материала.
Чтобы ответить на данные
вопросы, нам надо вспомнить, что мы уже знаем.
Рисунок 1. Лист 4 программы SMART Notebook
Один
ученик выполняет задание, остальные проверяют.
Дайте определение каждого из процессов.
Учащиеся дают определения.
К какому переходу относится кипение?
Учащиеся совместно с учителем формулируют: кипение – переход вещества из
жидкого состояния в газообразное. (подчеркнутое записывается на доске)
На
доске один из учащихся чертит график, остальные проверяют правильность чертежа.
(Лист 5 программы SMART Notebook)
Какому процессу соответствует горизонтальный участок графика? В чем особенности
процесса плавления?
Плавление. Протекает при постоянной температуре, с поглощением энергии.
Один
ученик выполняет задание, остальные проверяют.
Как вы думаете, а процесс кипения будет идти с получением или выделением
энергии?
Учащиеся отвечают на вопрос, приводят аргументы.
Кипение протекает при получении веществом энергии(подчеркнутое
записывается на доске).
Давайте посмотрим, чем отличается процесс кипения от уже известных нам
процессов.
III. Введение нового
материала.
Какой
можно сделать вывод?
В процессе кипения температура не меняется(подчеркнутое
записывается на доске)
Итак,
кипение всегда сопровождается образованием пузырьков пара по всему объему
жидкости, внутрь которых жидкость испаряется. Запишем определение:
Кипение – это интенсивное испарение жидкости, происходящее по всему ее
объему внутрь образующихся при этом пузырьков пара.
Пузырьки пара в кипящей жидкости быстро увеличивают свои размеры. Почему
пузырьки пара поднимаются вверх?
Сила Архимеда выталкивает пузырьки пара вверх, т.к. плотность пара меньше
плотности воды.
Пузырьки всплывают на поверхность и лопаются. С этим связано бурление жидкости.
Опыт
2. Кипение спирта.
Нет, для воды 100°С, для спирта 78°С. У каждого
вещества своя температура кипения. Температуры кипения некоторых веществ даны в
таблице учебника стр.45 [2]. Может ли температура кипения быть отрицательной?
Да, для веществ, находящихся при нормальных условиях в газообразном состоянии,
температура кипения меньше нуля по шкале Цельсия.
Опыт
3. Кипение воды под колоколом воздушного насоса, при уменьшении давления с
помощью насоса Камовского. От чего зависит
температура кипения?
Ответы учащихся: от внешнего давления.
Кипение жидкости начинается при такой температуре, при которой давление
насыщенного пара внутри пузырька примерно равно внешнему давлению: p ? pвнешнее
Следовательно, чем выше внешнее давление, тем выше температура кипения.
Кроме того, при наличии в жидкости пылинок, пузырьков растворенных газов и
других частиц – центров парообразования, кипение начинается при более низкой
температуре.
Запишем: температура кипения зависит от рода вещества, давления и наличия
примесей.
Рисунок 3
Исправьте
ошибки, перемещая различные объекты (Лист 9 программы SMART Notebook).
(Рисунок 4)
Рисунок 4. Лист 9 программы SMART Notebook
Учащиеся
аргументировано отвечают на вопрос – плавление.
Используя аналогию, напишите формулу для расчета количества теплоты,
необходимого для кипения вещества, нарисуйте график кипения.
Рисунок 5. Лист 10 программы SMART Notebook
IV. Подведение итогов.
1.Рефлексия.
1.1. Все ли вопросы темы мы разобрали? (лист 3 Приложения 1 – приложение можно
получить у автора статьи).
1.2. Линейка успеха [1]. У вас на столах лежат листки бумаги со ступеньками.
Внизу ступенек написано слово «не понял». Первая ступенька –
«немного понял», вторая – «понял», третья – «хорошо понял», четвертая –
«отлично понял». (Рисунок 6).
Рисунок 6
Поставьте любой знак рядом
со ступенькой, наиболее точно, по – вашему мнению, отражающую степень вашего
понимания материала урока.
2. Резюме. Ну и в
конце урока еще раз поставим акценты на наиболее важных вопросах темы. Видеофрагменты
урока «Результаты изменения внутренней энергии» [6].
Страницы: «Изменение агрегатного состояния вещества 3», «Изменение агрегатного
состояния вещества 5», «Температура против агрегатного состояния вещества 2».
V. Домашнее задание.
§ 18, 20 [2], сочинение на
тему «История моего знакомства с кипением».