Тема урока.

                           Климат и человек. Климатические ресурсы.

 

Цели и задачи урока:

Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем. Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.

 

Оборудование:

Физическая карта, климатическая карта, презентация учителя, листы- конспекты.

                  Ход урока.

1.     Организационный момент.

  1. Повторение. Проверка домашнего задания.

         

                 Устные вопросы и задания:

- Назовите основные климатические пояса в которых расположена территория России?

( арктический, умеренный)

 

- Назовите переходные климатические пояса в которых расположена территория России?

       (субарктический, субтропический)

 

- Перечислите типы климата умеренного пояса?

       (умеренно-континентальный,  континентальный, резко-континентальный, муссонный)

 

- Определите тип климата по данным: Средняя температура января -10ºС , средняя температура июля +17ºС, осадков за год 600мм, коэффициент увлажнения   ≥1.

         (Умеренно-континентальный климат)

 

- Почему по количеству осадков нельзя судить об увлажнении территории?

          (Полное представление об увлажнении дает коэффициент увлажнения, т.к. он учитывает не только количество выпавших осадков, но и потери влаги за счет испаряемости.)

 

- Определите коэффициент  увлажнения и составьте прогноз о водах, растительности, почвах, животном мире:

Годовое количество осадков – 300мм, испаряемость -200мм.

           (Избыточное увлажнение, К=300:200≥  1, характерно для тундры, где много болот и рек)

 

Годовое количество осадков – 300мм, испаряемость – 900мм.

            (Скудное увлажнение, к =300:900  ≤ 1. Условия полупустыни на поверхности, редкая речная сеть, дефицит влаги, почвы засолены, редкий растительный покров).

1.     Изучение новой темы.

 

         Климат оказывает влияние на условия жизни и хозяйственную деятельность человека.

 

 

 

климат

 
                                          

            

строительство

 

Здоровье людей

 
                                              

                                                                                                                 

 

транспорт

 

Сельское хозяйство

 
                                

 

 

 

 

Изучите схему листа-конспекта и, используя учебник (стр.101-102) и полученные ранее знания, приведите примеры влияния климата на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность людей.

 

Климат может оказывать благоприятное, оздоровляющее воздействие на человека, и в таких местах организуют климатические курорты, санатории, здравницы

Особенно от климата зависит сельское хозяйство.

Свойства климата, позволяющие заниматься сельским хозяйством, называются агроклиматическими ресурсами, которые включают:

 

Найдите в учебнике (стр. 102) определение агроклиматических ресурсов и запишите его в лист-конспект.

 

Агроклиматические ресурсы России разнообразны.

Разные сельскохозяйственные культуры имеют разную продолжительность вегетационного периода, требуют для своего выращивания разного количества тепла и влаги.  Разнообразие агроклиматических ресурсов обеспечивает выращивание на территории России различных по своим требованиям культур: от ранних овощей (салат, редис, зеленый лук) и овса, довольствующихся минимальным количеством тепла  до риса и чая, произрастающих при обилии тепла, света и влаги. Разнообразие климата позволяет заниматься разведением различных видов скотаот оленей на севере до верблюдов на юге. Судить о возможности выращивания сельскохозяйственных культур или выращивании разных пород скота, можно зная агроклиматические ресурсы данной местности. С этой целью создаются агроклиматические карты.

 

 Рассмотрим карту «Агроклиматические ресурсы» ( работа с атласом):

Познакомьтесь с легендой карты:

Цветом на этой карте показана сумма температур воздуха за период с температурой выше +10ºС.

Разнообразной штриховкой показывается обеспеченность растений влагой.

 

Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают особенности климата. Особое внимание уделяется неблагоприятным климатическим явлениям, которые отрицательно влияют на хозяйственную деятельность человека, на условия  жизни людей.

К неблагоприятным погодно-климатическим явлениям относятся:

* засухи

* суховеи

* ураганы

* туманы

* заморозки

* гололед

 

Выслушаем сообщения о неблагоприятных погодно-климатических явлениях и основную информацию занесем в лист-конспект. Заполним таблицу:

 

Неблагоприятные климатические явления на территории России

 

Вид явления

Особенности проявления

Районы проявления в России

засуха

Долгая сухая погода с повышенной температурой и отсутствием или малым количеством осадков

 

Степные и полупустынные районы. Юго-восток России

суховеи

Жаркий (+25…+30ºС), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5м/с) ветер в течение нескольких дней

Прикаспийская низменность, Северный Кавказ

Пыльная буря

Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы

 

Юг Русской равнины и Урала, Алтай

Ураган

Ветер огромной скорости (более 30м/с) и разрушительной силы

Повсеместно при прохождении циклонов с очень низким давлением

Заморозки

Понижение температуры воздуха ниже 0ºС весной и осенью.

Повсеместно

Сильные морозы

Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова

Север и восток России

ливни

 

 

Град

Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55мм и больше)

Повсеместно, особенно юг Русской равнины

гололед

Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью.

повсеместно

туман

Скопление водяных капель в приземном слое.

Повсеместно.

 

 

Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают его особенности и в то же время все виды деятельности человека оказывают влияние на его изменения.

Подумайте и письменно в листе-конспекте ответьте на вопрос:

Уменьшается или увеличивается зависимость человека от климата в условиях научно-технического прогресса?

 

Хозяйственная деятельность человека оказывает неблагоприятное воздействие на состав воздуха. В течение ХХ века увеличилось содержание в воздухе углекислого, угарного, сернистого газов, запыленность воздуха, во многих районах  радиоактивное загрязнение превышает ПД Концентрации.

Подумайте над проблемой:

Является ли чистый атмосферный воздух неисчерпаемым ресурсом?

 

 

Предлагаю по желанию к следующему уроку подготовить сообщения о проблемах охраны окружающей среды, особое внимание уделите охране воздуха.

 

 

1.    Закрепление.

Географический диктант:

  1. Понижения температуры воздуха ниже 0ºС весной и осенью.              Заморозок
  2. Осадки в виде частиц льда.          Град
  3. Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.                                         Гололед.
  4. Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.  

                                                             Засуха                                         

  1. Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.     

                                                               Агроклиматические ресурсы.

 

 

2.     Домашнее задание:

§18, выполнить задания листа-конспекта, по желанию подготовить сообщения об охране воздуха, повторить термины и понятия по теме «Климат».

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

Hosted by uCoz