13 марта 2008г.

Урок математики в 5 классе

Учитель Вислова М.Г.

Тема урока:                    Умножение и деление

десятичной дроби на натуральное число.

(Презентация к уроку) 

Девиз урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные».

 

Цели урока: отрабатывать  навыки действий с десятичными дробями; познакомить с историей появления десятичных дробей; расширять кругозор учащихся; развивать навыки работы с дополнительной литературой; развивать внимание учащихся, логическое мышление; прививать интерес к математике.

 

Оборудование: плакаты с заданиями, мультимедиа.

 

Ход урока.

I. Оргмомент.

Приветствие учащихся, определение их готовности к уроку, отсутствующих.

Сообщение и запись темы урока. Девиз урока.

Д/з: № 1353 (а), № 1362 (а/б).

 

II. Устная работа.

1. Решение заданий:

    а) индивидуально у доски:

1) Двусторонняя лесенка. (2 человека – кто быстрее поднимется по лесенке)

2) Ромашка. (1 человек)

3) Схема выполнения действий. По данной схеме составить выражение и найти его значение (1 человек): 

 

4) Математическое домино (1 человек).

    б) фронтально (одинаковые карточки у каждого ученика):

*      по карточкам (вычисляют по одному столбику примеров, в столбике – примеры на все изученные действия с десятичными дробями);

*      слайд «Расставь запятые, чтобы получились верные числовые равенства».

                32 + 18 = 5;   3 + 108 = 5;   42 + 17 = 212.

2. Устный опрос:

ü      Какая дробь называется десятичной?

ü      Как записывается десятичная дробь?

ü      Как сложить (вычесть) десятичные дроби?

ü      Как умножить (разделить) десятичную дробь на натуральное число?

ü      Как сравнивают десятичные дроби?

ü      Как выполняют округление чисел?

 

III. Сообщение учащегося об истории появления десятичных дробей. (мультимедиа – слайды: аль-Каши, Стевин, Магницкий, титульный лист «Арифметики» Магницкого)

1. Сообщение учащегося (сопровождается показом слайдов)

Из истории математики

В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби  используют значительно чаще, чем обыкновенные.

Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

Правила вычислений с десятичными дробями впервые описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.

Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Например, дробь 17,256 он записал бы так: 17256 или .

Но в Европе об этом тогда не узнали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал дроби довольно сложно. Например, число 75,341 выглядело так:  или  - вместо запятой ноль в кружке (или ноль над целой частью), цифрами 1,2,3… помечалось положение остальных знаков.

Запятая или точка для отделения целой части стали использовать с XVII века.

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».

Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739 г). Известно, что царь Петр I многократно беседовал с ним о математических науках и был так восхищен его глубокими познаниями, что называл его магнитом и приказал называться Магницким. Какой была его фамилия раньше, было забыто даже его близкими.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов называл  «Арифметику» Магницкого «вратами своей учености».

2. Итак, кто впервые стал использовать десятичные дроби?

   Как звали первого автора русского учебника математики?

  Что означает его фамилия?

 

IV. Закрепление.

1. Решение задач.

1) № 1324 (с помощью уравнения).

 

Физкультминутка «Зум-зум». (Дети рассчитываются по порядку номеров, поднимаясь с места. Но если порядковый номер – число, кратное трем, дети говорят «зум-зум».)

 

2) Задача на нахождение дроби от числа. (Слайд)

Арбуз, дыня и тыква вместе весят 20кг. Масса тыквы составляет 0,5 общей массы, масса дыни составляет 0,3 массы тыквы. Найдите массу арбуза.

 

3) Задача на нахождение числа по известному значению дроби. № 1319.

 

2. Решение уравнений  (самостоятельно) с последующей проверкой с помощью слайда. (Слайд)

а) 17 ∙ (0,6 - х) = 3,4;        б) (х + 1,6) : 7 = 21;     в) 5х + 2,3 = 3,8;      г) х : 7 - 0,3 = 0,4.

 

3. (Слайд) Подумайте, по какому правилу составлен ряд чисел, и запишите еще по два числа.

а) 1,2; 1,8; 2,4; 64…;        

б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5;…;    

 в) 0,9; 1,8; 3,6; 7,2;…;      

г) 1,2; 0,7; 2,2; 1,4; 3,2; 2,1;… .

 

V. Итоги.

Выставление оценок учащимся. Оценка работы класса на уроке.

 

Hosted by uCoz