23 октября 2008г.

Учитель – Вислова М.Г.

Урок математики в 6 классе

Урок закрепления изученного материала

Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Цели: закрепить правила сложения и вычитания смешанных чисел и навык его применения при решении задач, примеров и уравнений; развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к математике.

Оборудование: математическое домино, карточки для индивидуальной работы, таблицы, рисунки, слайды.

Эпиграф: Пусть математика сложна,

                 Ее до края не познать,

                 Откроет двери всем она,

                 В них только надо постучать.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Приветствие учащихся, сообщение темы, целей и задач урока, запись в тетрадях даты и темы урока.

 

II. Устная работа.

1. Индивидуальные задания (двусторонняя лесенка – кто быстрее поднимется; домино).

2. Проверка домашнего задания (учащиеся читают задачи, составленные ими дома, выбирается самая интересная).

3. Продолжите ряд двумя числами (слайд):

4. (Слайд) Установите связь между числами  и подберите по аналогии пару для числа

5. (Слайд) Найдите недостающие числа: а) ¼, 0,25; 25%;  б) ?; 0,75; 75%;   в) 3/100, 0,03; ?;   г) ?; ?; 70%.

6. Какое число на координатном луче лежит правее: 7/9 или 7/10; 1 2/5 или 1 3/5; 2 8/15 или 2 3/5?

Итоги.

 

III. Закрепление.

 

1. Из истории математики (сообщение учащегося об истории обыкновенных дробей)

 

2. Решение примеров на сложение и вычитание смешанных чисел у доски и в тетрадях (цветок:  и примеры на сложение с этими же числами).

 / Индивидуальная работа по карточкам в тетрадях (расшифровывают фамилии русских ученых-математиков – 3 человека)/

 

3. Решение уравнений

    а)(устное). (Задание: решив уравнения, расшифровать имя русского ученого-математика, автора учебников математики. /Киселев/)

Андрей Петрович Киселев работал в Воронеже.

     б) №367 (1-я строчка – а, в, д) на доске и в тетрадях.

 

 

IV. Итоги.

Найдите и исправьте ошибки:

 

Д/з: составить и решить задачу по выражению

 

 

    Из истории дробных чисел.

Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида ½, 1/3, ¼ - так называемые единичные дроби. Эти дроби находят прежде всего в египетских папирусах (около 2000 лет до н.э.). Египетские математики того времени знали лишь единичные дроби и дроби 2/3 и ¾, для которых были специальные названия и символы.

Более сложные дроби представлялись в виде суммы нескольких единичных дробей. Для разложения неединичных дробей на сумму единичных существовали готовые таблицы. Например, 5/6=1/2+1/3. Пусть требуется разделить 5 хлебов между шестью людьми. Очевидно, что каждый должен получить 5/6 одного хлеба. Поэтому каждый из трех хлебов нужно разрезать пополам, а каждый из оставшихся двух хлебов делить на 3 равные части.

Интересная система дробей была принята в Древнем Риме. Основная единица называлась «асс», а в ходу было еще 18 различных дробей, каждая из которых имела свое название.

Решив примеры, узнаем, какая из дробей соответствует какому названию.

½-1/6= - триенс, ½-1/3= секстанс, 1/5+7/15= бес, 3/16-1/16= сескунция, 1/3-1/4= унция.

На Руси дроби назывались долями, позднее «ломаными числами». Вот названия некоторых дробей:

½ - половина, полтина

¼ - четь

1/8 – полчеть

1/16 – полполчеть

1/5 – пятина,

1/3 – треть

1/6 – полтреть

1/12 – полполтреть

1/10 – десятина

Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу, и не писали дробной черты. Современную запись ввели арабы.

 

Карточка 1

Выполнив задание, выпишите из таблицы букву, соответствующую правильному ответу.

1. Укажите в строке таблицы наибольшую дробь.

2. Выполните действие:

3. Найдите сумму чисел  и

4. Выполните действие:

5. Найдите разность чисел  и

6. Укажите, на каком рисунке верно указано расположение точек

 

 

 

Задание

в

р

о

ы

к

л

1

2

3

4

  

2

5

 5

6

 

 

Карточка 2

Выполнив задание, выпишите из таблицы букву, соответствующую правильному ответу.

1. Укажите в строке таблицы наименьшую дробь.

2. Выполните действие:

3. Найдите сумму чисел  и

4. Выполните действие:

5. Найдите разность чисел  и .

6. Вычислите:

7. Укажите, на каком рисунке верно указано расположение точек

 

 

 

Задание

б

ш

е

ч

в

ы

1

2

3

4

  

5

 

6

7

 

 

Карточка 3

Выполнив задание, выпишите из таблицы букву, соответствующую правильному ответу.

1. Укажите в строке таблицы наименьшую дробь.

2. Выполните действие:

3. Найдите сумму чисел  и

4. Выполните действие:

5. Найдите разность чисел  и .

          6. Укажите, на каком рисунке верно указано расположение на координатном луче              точек

 

 

Задание

о

м

р

а

к

в

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz