Урок музыки в 5 классе.

II четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

                        Тема урока: «Музыка в рассказах».

Цель:  Дать учащимся представления о том, что в рассказах музыка тоже является «главным действующим лицом» (рассказ Паустовского «Старый повар»); познакомить детей с творчеством австрийского композитора В. А. Моцарта, его последней симфонией «Юпитер» (отрывок из 2-ой части).

Задачи:  Продолжать работу по восприятию музыки, совершенствовать певческие навыки учащихся; воспитывать любовь к музыке, доброе отношение к человеку и окружающему миру; дать представление о музыке как об одном из художественно- выразительных средств  в  литературных произведениях.

Оборудование: проигрыватель, пластинка с программным произведением, диск,  портреты Моцарта, Паустовского.

Ход урока:

 1.- Здравствуйте, ребята!

                Тихо-тихо рядом сядем

                Входит музыка в наш дом,

                В удивительном наряде,

                В разноцветном, расписном…

 -Сегодня на уроке мы продолжаем встречу с музыкой, продолжаем говорить о том, какое значение имеет музыка в литературе.

- Эпиграфом для нашего урока я взяла вот эти строки:  Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой.

- В конце урока вы мне скажете, почему я выбрала именно такой эпиграф?        

 

2. – Но, вначале урока, мы проведем небольшую музыкальную разминку. У вас на столах лежат вопросы с 5-ю одинаковыми заданиями. Вы должны прочитать и выбрать правильные ответы. Правильный ответ обведите карандашом в кружочек. Приступаем к выполнению заданий.

(Проверка).

 

3. – На прошлом уроке  мы уже слушали и говорили, что музыка неразрывно связана с литературой.

    - Какое литературное произведение мы слушали, в котором музыка играет важную роль? (Басня Ивана Алексеевича Крылова «Квартет»).

- В чем смысл этой басни? Можно себе представить, какая чепуха, какая бессмыслица, какая фальшь получилась у этих четырех горе-музыкантов. А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная или быстрая, нежная или мужественная, печальная или радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно. И мы это слышали и убедились.

- Что такое квартет?  ( Это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют 4 музыканта).

 - На сегодняшнем уроке мы будем говорить о неразрывной связи музыки и литературы в рассказах. Музыка будет выступать главным действующим лицом.

 4. - Музыка часто звучит в рассказах одного из самых «музыкальных» писателей – Константина Георгиевича Паустовского. Вот его портрет.

- Сейчас мы с вами послушаем  его рассказ «Старый повар», музыкальный отрывок,  и я попрошу вас ответить:

- Какая музыка по характеру?

- Какие чувства выразил композитор в своей музыке?

(Слушание записи).

Беседа по произведению.

Вопросы:

- Какая музыка? (можно воспользоваться словарем музыкальных терминов Ражникова).

- Какие чувства выразил композитор в своей музыке?

- Какое значение имела музыка для старого повара?

- Как она помогла увидеть старику свою жену Марту?

- Как звали человека, который помог ему это сделать?

- Вы сказали, что человека звали Вольфганг Амадей Моцарт.

Послушайте небольшое сообщение о жизни и творчестве этого талантливого композитора.

 (Рассказ учащегося).

 

 - А сейчас я вам предлагаю послушать это же произведение Моцарта, но в ином виде, иной обработке.

- После прослушивания, мне ответите, в чем сходство и различие?

 

(Слушание в оркестровом исполнении).

- В чем отличие?

- В чем сходство?

- Нам предстоит еще не раз в будущем слушать бессмертные произведения Моцарта, говорить о них.

 

5. – Человека природа наделила самыми разнообразными чувствами: мы грустим и радуемся, печалимся и веселимся, переживаем, любим, ненавидим, смеемся, огорчаемся.

- И сегодняшний урок мне не хочется закончить на грустной ноте.

Вы споете песню «Радость», на оценку.

 - А что такое радость? (Можно ответить словами из песни).

- Для того, чтобы песня прозвучала красиво, необходимо подготовить голос, согреть голосовые связки.

Распевание (Звукоряд, «Помидор», на слог «мия»).

 Пение, повторение песни хором.

Пение на оценку по три человека.

 

6. Подведение итога.

-  Что вы узнали на уроке?

Мы узнали, что Моцарт – необычайно талантливый и гениальный композитор, что у него была трудная жизнь, и что песня «Радость», прозвучавшая  на уроке, так бы и остались стихами, если бы не было музыки…

 

       - Почему же  я для сегодняшнего урока выбрала такой эпиграф?

Мы  еще раз убедились в том, что музыка имеет большое значение в литературе. Паустовский своим рассказом показал прекрасный пример того, как  может музыка принести человеку «подпору и утешение». Музыка позволяет автору выразить в произведении свои мысли, идеи, показать внутренний мир героев, тем самым помогает лучше понять произведение, дополняет его.

        Потому, что благодаря музыке, ее волшебным качествам, мы можем

 

представить, нарисовать  и прошлое,  и настоящее,  и будущее.

Константин Георгиевич Паустовский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАРЫЙ ПОВАР (Паустовский К.)

 

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу,— сказал старик,— и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная... — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо,— сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблескивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп,— прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика,— вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо,— сказал незнакомец и встал. — Хорошо,— повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. —Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте,— сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария,— попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт,— ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой.

 

 

 

 

Радость

        Сл. М. Пляцковского                                                           муз. Ю. Чичкова

 

1.    Мы радуемся птицам в просторной синеве,

Запутанным тропинкам,  росинкам на траве.

Мы радуемся рекам, звенящим серебром,

И звездам над вихрастым, улыбчивым костром.

 

Припев:

Радость – это утро солнечного цвета,

Радость – это песня и слова привета.

Радость – это мама с добрыми глазами,

Радость, радость  – это встреча,

Радость  - это встреча с верными друзьями.

 

2.    Мы радуемся шутке веселой, озорной,

Ромашкам на поляне и ветру за спиной.

Мы радуемся школе, сдружившей крепко нас,

 Звонку, что приглашает в знакомый светлый класс.

 

Припев: тот же.

 

3.    Мы радуемся сказкам, что снятся в детстве нам.

Зеркальным теплым лужам, пушистым облакам.

Мы радуемся снегу, разбуженной весне,

Земле своей прекрасной и мирной тишине.

 

Припев: тот же.

Hosted by uCoz