назад

ТЕМА: Почему идёт дождь и дует ветер?

ЦЕЛЬ: 1 ознакомить с такими явлениями приро­ды как осадки и    движение воздуха

          2 формировать представления о значении

дождя и ветра.

ОБОРУДОВАНИЕ: блюдце с водой, вата, свеча.

ХОД УРОКА

I Введение в тему.

На доске: И тонок, и долог, а сядет - в траве не видать. Отгадайте загадку.

«Ненастье.»     Г. Ладонщиков

Дождик, дождик, что ты льёшь?

Льёшь и дни и ночи.

Ждали мы тебя , но всё ж

Надоел ты очень.

В гнёздах птенчики пищат,

Плачут окон стёкла.

Невозможно выйти в\сад -

Вся земля промокла.  ч

Даже речка в берега

Стала не вмещаться,

По оврагам и лугам

Стала разливаться... ,

Ветер, ветер, разгони

Тучи в небе нашем!

Дни погожие верни.

Мы спасибо скажем. Какое настроение возникает у вас, когда идёт дождь? Почему?

II Изучение нового.

Откуда берётся дождь?(Он льётся из тучи.)

Как дождинки попадают в тучу?(С земли испаряется вода.)

Если напьём в блюдце воды и поставим в тёплое место, что произойдёт?(Вода испарится.) То же происходит и на поверхности Земли. Вода испаряется непрерывно

и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхно­сти почвы, песка и глины, большое количество воды испаряют растения. Что же происходит с водой высоко в небе?

Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Неви­димый пар превращается в капельки воды. Их очень много. Они обра­зуют облако. Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образует­ся туча. Нижний край тучи тёмный от крупных капелек, которые не мо­гут больше держаться в воздухе и падают на землю. Это множество па­дающих капель мы называем дождём.

III   Опыт № 1

Цель: опытным путём показать образование тучи и осадков.

Учитель плотно сжимает сухой комочек ваты. Затем опускает его в блюдце с водой и даёт некоторое время для насыщения ваты во­дой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Учитель осторожно приподнимает вагу за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

Все действия учитель должен сопровождать пояснением, развивая образное представление учащихся.(Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается...)

Вывод: туча — состоит из капелек воды, которые под своей тяжестью отрываются и падают на землю дождём. Прочитаем слова Мудрой Черепахи на с.92.

IV    Виды и значение дождя.

Расскажите по своим наблюдениям, какие бывают дожди. Прочитаем об этом на с.92 и выполним задание.

Как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно про­студиться и заболеть.

Давайте помечтаем о том, как хорошо было бы без дождя.(Это задание должно привести детей к мысли о необходимости дождя для растений и животных, о значении дождя яля пополнения естественных водоёмов.) Рассмотрите картинку на с.92. Ответьте на вопрос.

V Почему дует ветер?

Вы наблюдали облака в небе?

Какие фигуры они вам напоминали?

Почему облака движутся?(Они лёгкие, их гонит ветер.)

Что такое ветер?(Это движущийся воздух.)

Почему воздух движется?

Прочитаем, как говорит об этом Мудрая Черепаха(с.93.)

Движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

IV Опыт № 2.

Цель: опытным путём показать движение воздуха.

Учитель приоткрывает дверь классной комнаты и опускает к порогу зажжённую свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, т.к. из коридора движется холодный воздух. Затем свечу медленно подни­мают кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит тёплый воздух.

Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тя­жёлый холодный воздух устремляется на его место.

VI    Значение ветра.

Какими словами можно описать ветер?

Выполните задание на с.93.

Подумайте, какие несчастья приносит сильный ветер.

Как человек научился использовать силу ветра, найдите это на рисунке

с.93. Поясните.

VII   Итог урока.

Какое открытие для себя вы сделали?

VIII     Д/задание:с.92-93.

Hosted by uCoz