назад

Вечер русского языка

2007 г объявлен годом русского языка. Это очень примечательно. Потому что не  бывает общества без языка и языка без общества.

Русский язык – язык наших прадедов. На нём написаны замечательные произведения, которые знают во всём мире. Язык Тургенева, Добролюбова велик и могуч. Именно на русском языке мы произносим свои первые слова – «мама», «хлеб». Прочитали в букваре – «мама моет раму». Выучили первое стихотворение «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу». Вся наша жизнь пронизана песнями, сказками, загадками и все на русском языке. Русский народ – особый народ, о котором Тютчев Ф.И. сказал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать – в Россию можно только верить».

Русского языка, такого, каким мы сейчас пользуемся, могло долго и не быть. Этим мы обязаны Пушкину. Именно он сделал русский литературный язык живым, ярким, красочным. В этом году исполнилось 170 лет со дня смерти поэта. Именно поэтому мы и включили в наш вечер фрагменты из его повестей.

Итак, мы начинаем. (соблюдать тишину, следить внимательно)

                                                *  *   *

 Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины. Ты,- один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу .

                                             *    *    * 

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком

                             *     *     *

Русский язык! В нём, как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых решений,

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений.

                         *        *         *

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно  верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

                               *    *   *

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

                                   *   *   *

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

                            *      *      *

Ты никогда не станешь тусклым,

Не охладеть ни на миг.

Я кланяюсь тебе по-русски,

Язык прапрадедов моих!

(кланяются)

Сценка о русском языке.

Орфография:

«Здравствуйте, ребята, гости, взрослые. Как я рада, что меня пригласили на вечер. А мне рады? Не очень! Но ведь вам без меня не обойтись: без меня ни диктанта, ни сочинения, ни доклада не напишешь. Ведь грамотность у нас всегда на 1 месте. Ой, что-то моя подружка Грамматика опаздывает.

(Приходит Грамматика)

 Орфография:

Наконец-то ты пришла. Я уже беспокоиться стала, ведь ребята мне не очень рады.

Грамматика:

Это они зря так наступают, мы с тобой обе нужны, не знаешь частей речи – ошибок понаделаешь. А где же русский язык? Пригласил, а сам гостей не встречает.

Орфография:

Смотри, Грамматика, какой-то мальчик с книгами. Наверно, он всё знает. Давай у него спросим. Мальчик, а ты не знаешь, где сейчас русский язык?

Мальчик:

Ой, он наверно, на инагурации,  а, может, на брифинге, возможно, на кастинге, коммопике подписывет, если консенсус достигнут, а потом сеньюрити, паппараци.

Орфография и грамматика (вместе):

Что ты сказал? Это о чём речь?

Мальчик:

Вы, прямо, как нерусскиею надо вам вот такие книги «Словарь иностранных слов», «Толковый словарь», тогда и газеты будете понимать.

Орфография:

Так ведь там и так понятно. Всё на русском языке.

Мальчик:

На русском, а все слова английские.

Грамматика:

Бедные мы, бедные. У нас все диктанты, сочинения, а до газет руки не доходят.

Мальчик:

О, это уже давно. И вывески на магазинах не по-нашему, и на базаре секен хенд, на экране хеппи энд. Ну, до свидания, мне надо учить иностранные слова

Грамматика:

Дожили- нечего сказать.

Орфография:

А давай Фольклору позвоним. Спросим, как идут дела. У него – то всё должно быть нормально. Алло, здравствуй, Фольклор. Как поживаешь? У тебя всё по – старому? Иностранным словам не научился? Ну, приезжай! Давай вспомним наше русское, родное.

Фольклор:

«Здравствуйте, звали и я пришёл. Помните меня, а мои пословицы. Какие пословицы знаете? А загадки умеете отгадывать?

Кто больше назовёт – призы получит.

Пословицы

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Бездонную бочку водой не наполнишь.

Снявши голову, по волосам не плачут.

Встречают по одёжке – провожают по уму.

Умную голову почитают с молоду.

Не за то волка бьют, что сер, а за то овцу съел.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Береги платье снову, а честь с молоду.

Маленький дождишко – лодыро  отдышка.

Учёного учить только время портить.

Ремесло – не коромысло: плеч не оттянет.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Загадки

1) Четыре ноги, а не лошадь, есть перья но не птица (кровать)

2) Что сырое не едят, а варёное выбрасывают.

3) Сама холодная, а людей жжёт (крапива)

4) Сидит Пахом, на коне верхом, книги читает, а грамоты не знает. (очки)

5) Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь.(Топор)

6) Купил не жалей, будет ехать веселей (колокольчики)

(награждение победителей)

Стихотворение

«Рассказ школьного портфеля»

Знакомьтесь: Петя, мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет»

«Закрой магасин на обед»

«Хозяйка моет стаканы»

«Сенет свеклу»

«Пенет блины»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «портфелем зовёт»

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя/

- Петя/ - несётся со двора – тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя/!

Ведь ты большой , а он дитя!

«Петя/» обижен на ребят:

Скажите, в чём я виват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Ведущий

Учила я язык России,

Страницы Пушкина открыв,

Как символ правды негасимой

И как в грядущее порыв.

Открываем книгу на 1 стр.

«Метель» 

Ведущая:

Бурмин признался Марье Гавриловне в любви и начал рассказывать о событии, которое произошло 3 года назад.

Бурмин рассказывает: «В начале 1812 года я спешил в Вильну, где находился наш полк.

«Сюда! Сюда!»- трое вместе (корнет Дравин, землемер Шмит, улан мальчишка)

Корнет:

«Помилуй, где ты замешкался?

Невеста в обмороке.

Поп не знает, что делать?

Землемер:

Мы готовы были ехать назад.

Выходи же скорее.

Служанка:

«Слава богу, нашему приехали.

Чуть было вы барыню не уморили.

Священник:

«Прикажите начинать?»

Бурмин:

Начинайте, начинайте батюшка

Священник:

Во имя Отча и сына,  и Святого Духа. Аминь! Венчается раб божий Владимир рабе божей Марии. Согласны ли вы, Владимир, быть опорой в радости и горести Марии? Согласны ли вы Мария, быть опорой в радости  и горести. Поцелуйтесь.

Мария:

Ай, не он! Не он! (падает в обморок)

 

«Капитанская  дочка»

Пугачев отпустил военный совет и просил прийти Гринева.

 

 

«Дубровский»

Антон Пафнутьевич, призывал го/спода в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешил. Деньги, хранимые в ней, перешли в кожаную суму, которую он носил на груди под рубашкой. Он не доверял никому. Оставшись ночевать у Троекурова, он боялся, что ему отведут уединённую комнату, куда легко заберутся воры. Он искал надёжного товарища и наконец выбрал француза

А.П:

Гм, гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конурке, потому что извольте видеть.

Дефорж:     ….. дезир  монаир?

А.П.

Эк, беда, ты мусье, по-русски ещё не выучился.

Же ве, муа, те ву куше, понимаешь ли?

Дефорж: монжир, тре волонтрес…….

А.П.:

Пуршуа ву туше, нуркуа ву туше.

Я не могу дормир в потемлах.

Проклятый вашурман. Нужно ему было свечку тушить. Ему же хуже. Я спать не могу без огня. Мусье, мусье- же ве авеж ву нарм. Мусье, а мусье! Дьявол тебя поверни.

 

Пробуждение.

 

А.П. Несь не се, мусье, несь не се.

Дефорж: Тише, молчать, молчать или вы пропали. Я Дубровский.

 

Цыганы

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

 

Горит костёр. Вокруг него ходят цыгане: девушки, парни. Входит группа цыган. В центре Рубина.

Рубина:  «Как, роман, поработали?»

Васька: «Хорошо, Рубина, смотри, какой красавец! (показывает петуха)

Рубина: «Украл, Васька! Не хватало нам Ментов»

Васька: «Заработал, ей богу, Рубина, заработал. Ну, я же для табора старался.»

Рубина: «Ну, хорошо, если для табора, то пусть заработал»

Уходят.

Старик-цыган. Подходит Земфира.

Земфира:

Отец мой!

Веду я гостя; за курганом

Его в пустыне я нашла

И в табор на ночь зазвала.

Он хочет быть, как мы, цыганом;

Его преследует закон,

Но я ему подругой буду.

Его зовут Алеко – он

Готов идти за мною всюду.

Старик:

Я рад. Останься до утра

Под сенью нашего шарта…..

Я готов

С тобой делить и хлеб и кров.

Земфира:

Пойдём, Алеко!

Ромам, давайте споём и спляшем для гостя.

Звучит «Цыганочка» все цыгане пляшут, поют

 

Викторина

1.      В какой город направлялся Бурмин из повести «Метель»? (Вильна)

2.      Кто рассказал сказку Пугачёву в ребячестве? (калмычка)

3.      Где до Троекуровского была гранил деньги Антон Пафнутьич?

4.      О каком сражении рассказывал Пугачёв?

5.      Назовите фамилию грабителя Антона Пафнутьича.

6.      Сколько свидетелей было у Бурлина?

7.      Сколько глиняных горшков было на столе у Пугачёва?

8.      Как звали собеседника Пугачёва?

9.      Кого привела в табор цыганка, назовите имя нового знакомого?

10.  Как звали цыганскую баронессу?

11.  Кто из цыган украл петуха?

     м ранные слова

секен хенд, на экране хеппи энд. пике  

Hosted by uCoz