Интегрированный урок литературы и музыки на тему :

«Так и рвётся душа из груди молодой».

Цели урока:

  1. Систематизировать работу по формированию навыков восприятия  и анализа музыкального произведения;
  2. Углубить знания учащихся о единстве музыкального и устного народного творчества в песне; показать роль русских народных песен в художественной литературе и в музыке, жизни; повторить разновидности русских народных лирических песен; привить любовь к родной земле, к родному краю через изучение русских народных лирических песен; вспомнить исторические события далекого прошлого страны; отметить роль фразеологизмов в устной речи, синонимов.
  3. Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны, желание приобщиться к русскому народному песенному творчеству

Ход урока

Сегодня наш урок называется «Так и рвётся душа из груди молодой». Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Так сразу не определишь. Обратимся к теме  «Так и рвётся душа из груди молодой». Душа. А что такое душа? По христианскому учению это – вся человеческая сущность, все что есть в человеке, его стержень. Слышали мы это? Нашло ли это отражение в речи? Какие фразеологизмы помним? (работа с классом) (Класс называет фразеологизмы, даем толкование)

Молодцы ребята. Хорошо знаете.

А как вы думаете, что действует на душу, что она рвется? Так сразу и не скажешь. Что может воздействовать на человека ( вид искусства, литературы, живопись, балет, опера)

А теперь давайте представим, что сейчас не 2008 год, а 1888 год. Представьте, далеко в степи, в знойный полдень, по раскаленному песку бредут усталые путники. У каждого на плече коса. Они идут с жатвы. Как в народе говорят, наступила «аржаная» уборка – рожь убирают. Жарко. Хочется воды или прохладного ветерка, чтобы охладить потные, разгоряченные плечи и спину. Но жара несносная. И один из них – старик отец просит старшего сына: «Сын мой, сделай дорогу короче»

- Не могу, батюшка, не в моей воле».

И обратился он к среднему : «Сынок, устал я, может, ты сделаешь дорогу короче?»

Средний сын, обливаясь потом, промокая. А когда старик попросил  младшего, тот вытер рукавом пот, переложил косу на другое плечо и затянул песню.

В нашей Воронежской области говорят – «заиграл песню».

Правильно, песня воздействует на человека.

Тема нашего урока: «Так и рвётся душа из груди молодой»

Речь на нашем уроке пойдёт о русской народной лирической песне. Мы уже знакомились с этим жанром фольклора и музыки. И имеем представление.

Эпиграф – слова М.В.Ломоносова «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают»

Обратите внимание на высказывание Ломоносова

  1. Какие синонимы можно подобрать к этому определению? (приятные, милые сердцу, родные)
  2. Звуки песни и музыки какой? (родимой, родной, близкой сердцу)
  3. Что делают звуки родимой песни и музыки с человеческой душой? (ум пробуждают и чувства высокие воспитывают)

Итак, попытаемся на нашем занятии ответить на вопрос: В чём сила, красота и обаяние русской народной лирической песни?

Закрепление материала

В 20 в. собирали песни М.М.Пришвин, П.П.Бажов, Б.Н.Шергин,, А.П.Платонов. в 1910 г. Пятницкий организовал народный хор, который стал первым народным профессиональным музыкальным коллективом.

Русский народ поклонялся всем небесным светилам: солнцу, месяцу, звездам, - сохранял природу, боготворил её. Часто  в песнях девушка- голубка, утица, калина, сладкая вишня, молодец – сокол, голубь, дуб, хмель. Примером «Тонкая рябина», где рябина – девушка, дуб-молодец. Песня об одиночестве девушки, о невозможности быть счастливой, о горе, тоске, грусти.

Какие разновидности песен вы знаете? Большая роль в песнях принадлежит интонации. Интонация – это воплощение художественного образа в музыкальных звуках. По ней можно узнать, кто говорит: ребенок, взрослый, девушка, старик, как они друг к другу относятся; можно узнать об их характере, эмоциональном и физическом состоянии- усталости, гневе, радости. В песне «Матушка, что во поле пыльно» свои образы. (исполнение песни)

o       Сколько героев в этой песне? (два)

o       Как называется беседа двух людей? (диалог)

o       Кто беседует? (матушка и молодая девушка)

o       Как по интонации можно сказать об их состоянии? (мать спокойна, девушка взволнована)

o       Это песня диалог- дуэт с описанием, повествованием.

Мы знаем, что песни доносят до нас события давних лет. Известно, что солдатская служба, начиная с царствования Петра Первого равнялась 25 лет. Была она очень нелегка, порой ужасна. Люди понимали это и сложили песню «Как служил солдат» (исполнение песни)

  1. Как изменился облик солдата? (седой как лунь)
  2. Почему седой солдат? (многое повидал на своем веку)
  3. Почему не узнал он своей дочери? (изменилась за 25 лет)

Редко какое художественное произведение не включает в себя русскую народную песню. Это видно в произведениях И.С.Тургенева «Певцы», Пушкин «Дубровский» («Не шуми ты, мати зеленая дубравушка»), «Капитанская дочка» и другие.

В песнях отразились революционные настроения народа, отношение простых людей  к судьбе революционеров, превращается в рассказ о собственной жизни.

«Это было давно» (хлеборовский вариант) исполнение песни. Песня моей бабушки по матери.

  1. Почему рассказывает ямщик о девушке? Как относится к ней?
  2. В чем видна его любовь? (как цветочек завяла, платочек шелковый, словно тополь стройна)

Тема нашего урока «Так и рвется душа из груди молодой» это строки из стихотворения Кольцова, нашего земляка.

Хочет воли она,

Просит жизни другой!

В чем же сила, красота, обаяние русской лирической песни? 

1. Лирическая  песня богата изобразительно- выразительными средствами ( сравнения, описания, яркие образы).

2. Лирическая песня богата мелодическим строением.(широкий диапазон, тембр и звонкость исполнения)

3. Лирическая песня передает чувства и сокровенные мысли, свою душу, поэтому слушатели сопереживают, плачут или смеются вместе с ними.

Почему песни дошли до нас сквозь столетия? (русский народ вложил в них свою душу, обогатил духовностью, которая сквозь столетия вновь и вновь волнует сердца, заставляет их радоваться

Разговор о М.Н.Мордасовой, о ее роли в русской народной песне; о Лидии Андреевне Руслановой, взятие рейстага – Русланова – 100 баянистов «Валенки»

Беседа о современной песне.

Какие современные песни вы поете? Какие песни вы слушаете? Ваши любимые группы, исполнители?

1)      Снова теплый ветерок твои губы колышет

2)      И ноздрями землю втяну

3)      Что мы будем делать, если она двинет собой

Тема расплывчата, мотив грусти, одиночества, нет смысла, не говоря о душе.

 

Дополнительный материал к уроку.

В глубокой древности люди не умели читать и писать, но все складывали песни, сказки, пословицы. Это были произведения устной народной поэзии. Они сочинялись отдельными авторами, талантливыми певцами и поэтами, но имена авторов не запоминались. Но самые произведения народ хранил а памяти и передавал из поколения в поколения. В долгие зимние вечера, во время отдыха пелись песни. Шло время, появлялись новые талантливые певцы, поэты. Передавая старую песню, они стремились  сделать её лучше и нередко многое изменяли в ней. Так устные произведения становились коллективными, в создании которых принимали участие многие десятки и сотни людей. В произведениях отразилась история жизни, мечты, глубокие чувства горя и радости, любви к людям. Песни передавались от отца к сыну, от сына к внуку. Язык русской песни отличается сердечностью и задушевностью. В ней чувствуется любовь к родной земле, людям. Задушевность языка ярко выражена в ласкательных и уменьшительных существительных и прилагательных (матушка, платочек). Русские ученые собиравшие произведения устной поэзии, установили, что больше всего старинных русских былин, песен и сказок встречается в северных областях: у Белого моря, Онежского озера, Северной Двины, в Карелии.

Север России – хранитель русской народной поэзии. Это произошло потому что в прошлые века север имел большое культурное и торговое значение. Белое море, мощные реки и озера связывали нашу родину со всем миром.

На севере не было крепостного права, и люди жили привольнее. Поэтому на севере России расцвело народное творчество. Здесь вырастали целые поколения талантливых сказителей, которые хранили в памяти и исполняли множество песен, былин. Например, в середине 19 в народной славой исполнитель былин, песен был Трофим Григорьевич Рябинин. Он передал искусство сыну Ивану Трофимовичу Рябинину, от которого в свою очередь перенял его искусство  Иван Герасимович Рябинин.

В конце 19 в  и в начале 20 в особенно талантливыми  исполнителями песен были русские крестьяне Ирина Федосова, Мария Кривонолепова, Илья Семенов и др.

Пушкин с большой любовью относился к народному творчеству «Что за прелесть эти сказки!»- восклицал Пушкин. В его произведениях мы нередко встречаем народные песни, пословицы, поговорки

 

Hosted by uCoz