«Система уроков развития речи по русскому языку  в средних классах»

Кузнецова Тамара Николаевна

Учитель русского языка

І КК

Содержание

1.     Проблематика уроков развития речи

2.     Развитие и совершенствование, коммуникативно- речевых умений школьников

            Формы и средства обучения развитию речи

            Особенности проведения творческого диктанта

            Сочинение нетрадиционного жанра.

            Работа по развитию речи учащихся на основе репродукций с картин художников.

            Система подготовки к сочинению-описанию природы.

            Специфика подготовки обучающего изложения.

            Особенности написания сочинения о памятнике

            Нетрадиционные типы уроков.

           Результаты работы в обучении учащихся развитию речи в средних классах

3.     Литература.

Находясь на учительском поприще более 23 лет, прихожу к выводу, что одни из самых сложных уроков – уроки развития речи. Сложность определяется многими задачами, которые надо решать, и особой подготовкой урока такого типа. Почему же сложен урок развития речи? Это связано с интеллектуальным и речевым развитием школьников и с обогащением их эмоционального и духовного мира. Как же сделать так, чтобы сформировать у учащихся умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Эту задачу я пытаюсь решать на всех уроках русского языка и литературы, но особое место в её решении принадлежит специальным урокам развития речи. Наряду с общеобразовательными и развивающими урок развития речи решает и воспитательные задачи. Такие задачи определяются как подобранным для изложения текстом или предложенной темой сочинения, так и всем содержанием работы на уроке развития речи, обогащающим мир чувств подростка, формирующим коллективизм, ответственность, трудолюбие, любовь к прекрасному.

Обучая речи, я понимаю, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны, подкрепляют друг друга. В любом виде деятельности можно выделить 4 этапа:

1)                     ориентировка в условиях деятельности;

2)                     выработка плана деятельности;

3)                     реализация плана;

4)                     контроль самоконтроль.

Уроки развития речи требуют соблюдения принципа от простого к сложному. Опыт показывает, что целесообразно в качестве образца использовать текст с разными установками авторов: сообщение информации (научный текст), воздействие на читателя (художественный, публицистический текст).

Я считаю, что в связи с введение ЕГЭ в 9 классе, уроки развития речи особенно значимы, первостепенны. Именно они помогут благополучно справиться с заданием «С» в 11 классе. Отсюда следует, что заниматься уроками развития речи необходимо как на уроке, так и во внеурочное время. К сожалению, не все учащиеся могут свободно владеть письменной речью, составлять план, ясно, последовательно, логически правильно строить своё высказывание, находить тему, основную мысль текста. В этом детям помогут  как сочинение с изложением, так и отдельные виды диктантов.

Особое предпочтение я отдаю творческому диктанту, который служит одновременно задачам развития речи и обучению правописания. Существует разное мнение по поводу понимания термина «творческий диктант», однако до сих пор нет полного единства.

Я придерживаюсь мнения М.Р.Львова, который считает, что существует 2 варианта. 1 вариант: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются слова и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный  текст на заданную тему. Эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова, затем текст записывается учащимися свободно,  творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.

Особенно эффективны творческие диктанты на выставку слов по картине. Привожу пример творческого диктанта.

Тема урока «Творческий диктант по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Цели урока:

1.     обучающая – научить учащихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания, формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах; подготовить школьников к сочинению по картине;

2.     воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность,  эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;

3.     развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, развивать чувство прекрасного.

Оборудование урока: репродукция с картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», альбом «Времена года» с собранными материалами; выставка иллюстраций и рисунков детей; выставка книг (пословицы, стихи, загадки, поговорки),  плакат, переносная доска с материалами для словарно- стилистической работы; плакат со  стихотворением Н.Брауна, морские раковины, проигрыватель, грампластина «Времена года» П.И. Чайковского

Ход урока

І.  Вступительное слово учителя и беседа с учащимися

Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине.

Вопросы классу:

1.     Как строится описание?

2.     Каковы задачи художественного описания?

Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел ( своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать своё отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

3.     чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры, слова в переносном значении)

4.     А какая часть речи помогает нам точно и ярко описать признаки предметов? (имя прилагательное)

Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона, с его картиной «Конец зимы. Полдень» мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся возможно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите творческий диктант по этой картине. К. Ф Юон (1875 -1958г) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но более всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна.

Нежное голубое небо, голубовато- розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно- волшебное убранство зимнего леса – всё это предстаёт на полотнах К.Ф. Юона.

Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы», «Полдень»создают праздничное, жизнерадостное настроение

— Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину К.Ф. Юона» Конец зимы. Полдень»

1.     Какое впечатление производит картина? Что вы чувствуете? Радость или грусть? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Видели ли вы, наблюдали ли это раньше?

2.     Каков, по вашему, замысел картины? О чём эта картина? Почему она названа «Конец зимы»

Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждёт тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень»

3.     Как  рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравиться художнику на переднем плане? На что решился живописец, чтобы снег оказался хорошо освещённым? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?

 

Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Берёзы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки – ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берёз. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем.

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мертвый мел

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов,

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий

4.     А как выглядит снег на переднем плане картины Юона?  Каким изобразил художник небо?

Небо нежное, все светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, зеленого. На снегу короткие темные тени от берёз, глубокие синие человеческие следы. (показываю морские раковины, обращаю внимание на их окраску: они белые, цвета слоновой кости, перламутровые. Трудные для написания слова написаны на доске. Проводится сопоставление цвета раковин и снега).

5.     Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний в тёмных, холодных тонах?

На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает  в чащу, снега не тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане.

Вывод, обобщение о замысле художника и способе его воплощения делает сам учитель.

III Прослушивание музыкальной пьесы.

Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К.Ф. Юона, и великого русского композитора П.И. Чайковского, который в 1876 г написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка»

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

1.     Что представляете вы, когда слышите эту музыку?

2.     Как звучит мелодия в музыке П.И. Чайковского?

3.     Понравилась ли вам эта музыка и чем?

4.     Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой П.И. Чайковского?

П.И. Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, - пробуждение природы, наступление весны.

IV Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками, загадки о весне (приложение №1).

Загадки.

1.     на дворе горой, а в избе водой (снег)

2.     По сеням и там и сям, а в избу ничем (ветер)

3.     Мост мощу без клинья, без вязья, без березья.

4.     Кто мост мостил, золотой мостил, без ножа, без топора, без клиньев, без поклинков?

5.     Мост мостил без топора, без клинья, без аверья.

6.     Что на дворе лежит горой, а в избе течет водой?

7.     И у тебя, и у меня, и у попа, и у кота, и у щуки в море, и у дуба в лесу

(имя).

8.     Большой брат меньшого не догонит (колеса)

9.     Белая вата плывет куда-то (пена) (облака)

10. На улице рубашка – в избе рукава (луч солнца)

Давайте вспомним пословицы, поговорки. Вот они.

«Не купил батька шапку, пусть уши мерзнут»

«Авдотья-плющиха снег плющит»

«Рано затает – долго не растает»

«В марте вода не течет – в апреле трава не растёт»

«Март теплом веет, стариков греет»

«Зима злится, да весне покорится»

А какие стихи о весне вы, дети, помните. Обратите внимание на эпиграф (приложение №2)

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

                                                     (А.С.Пушкин)

Вопросы: Почему А.С.Пушкин называет весну «утром года». Как природа встречает весну?

V. Речевая подготовка

- Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание №1  Подобрать синонимы к словам

Художник  - живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Блестит – искрится, сверкает, сияет

(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.

(Березки) стройные – статные

(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.

Задание №2. Ребята, подумайте, можно ли при описании картины включать  следующие образы? Объясните, почему нельзя? Снег, как цветной ковер; белоснежный ковер.

Задание №3 Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (снег играет, солнце льет свет, задумчивые березки, суровая зима). Ребята, постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.

VI.            Чтение текста диктанта.

VII.         Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняется тем, что в нем почти нет прилагательных (привожу рисунки в пример) . приложение №3

VIII.      – Ребята, нам необходимо данное описание картины сделать полным и ярким. Для этого надо распространить диктуемое за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображённому на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

Перед чтением диктанта разбираю два предложения, записанные на доске. Имена прилагательные подчеркиваются. Обращаю внимание учеников на правописание наречий: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали (они записаны на развороте доски). Далее я говорю ученикам, что буду читать предложения и ставить вопросы к словам, к которым нужно поискать прилагательные. Посмотрим, как от этого изменится текст.

К.Ф.Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, тёмный). Небо нежное, все светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) березках, пышных, колючих елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу.

В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зёрнышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, тёмный) лес. Там еще царство                           зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путём контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная ) картина. Она создает ( весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

VІІ. Запись текста диктанта

После записи диктанта 2-3 учеников читают получившийся у них текст.

- Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст диктанта? (делается вывод о значении имен прилагательных в нашей речи)

Далее весь класс привлекается к обсуждению прочитанных вариантов. Учащиеся отмечают неудачные вставки, предлагают свои, более точные и выразительные определения. Одно из предложений диктанта заново записывается  после обсуждения

VІІІ. Стилистическая правка. Совершенствование написанного. Далее диктую новые предложения

1.     На снегу четко отражаются (короткие, темные, голубоватые) тени от берез. (класс обсуждает варианты вставки, и все записывают текст с наиболее подходящими прилагательными)

2.     В центре картины, на солнце, стоят (белоствольные, стройные) березы с (голыми, тонкими) веточками и ждут весны.

3.     Художник писал свою картину о наступлении весны (яркими, солнечными) красками, поэтому она вызывает чувство радости у каждого, кто на нее смотрит.

Если творческий диктант проводится как контрольный, то стилистическая правка текста и совершенствование написанного происходит на следующем уроке ( после проверки ученических работ)

 

Уроки  развития речи – уроки, на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности. И, как утверждал психолог Л.С. Выготский, творчество – норма детского развития.

Я люблю уроки развития речи в любом классе, хотя сложнее в старших классах, несмотря на их небольшой опыт. Чтобы разбудить творческое начало у детей, дать простор мыслям, необходимо использовать на уроках развития речи музыку, живопись, образцы художественного слова. Чтобы у учащихся получились интересные работы, им надо было хорошо познакомиться с предметом речи, поэтому за неделю до урока дети получили задание: понаблюдать за окнами домов, собрать материал для своего сочинения из книг, кинофильмов, радио- и телепередач. Очень хорошо для эмоционального настроя на уроке использовать репродукции картин Г.Кичигина «Дождь», Т.Назаренко «В мастерской», Ю.Пименова «Окно»,Е.Романовой «Дом окнами в поле», Ю.Рысухина «Дома».

Очень интересны романсы В.Данилевича, инструментальные пьесы. С удовольствием читают учащиеся отрывок из рассказа Ю.Казакова «Голубое и зеленое», стихотворения А.Фета «Ночью как-то вольнее дышать мне», Н. Матвеевой «Окно».

Уроки начинаю с постановки цели: «На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами готовимся к сочинению по личным впечатлениям. Наша задача заключается в том, чтобы на основе анализа художественных текстов, рецензирования работы товарищей по классу научиться выражать собственные мысли и чувства, находить различные подходы к раскрытию одной и той же темы. Этот урок необычен, хочется, чтобы он стал уроком настроений, раздумий, красоты и доброты.

Далее идут слова: «Бывают в жизни минуты острого ощущения одиночества, грусти, иногда отчаяния – сумерки души. Осень. Вечер. Мелкий-мелкий дождь, как в стихотворении:

Ничто меня не радует –

От грусти не уйдешь…

Иду. А с неба падает

Последний летний дождь.

И вдруг ловишь себя на ощущении, что тебя окружает не только мрак и сырость. Откуда-то идут волны пусть не пожелания и сочувствия, но тепла и надежды. И ты не сразу осознаешь, что это, как руку друг, протянул тебе луч света окно в ночи.

Итак, тема сочинения, к которому мы готовимся сегодня на уроке, - «Вот опять окно…»

Обращаю внимание детей на стенды с репродукциями картин и продолжаю: «Возможно, эта тема вызовет недоумение, но мне она видится очень интересной и широкой, как распахнутые широко и откровенно окна на этих репродукциях, как цветной, многозвучный, насыщенный мир, зовущий и манящий к себе.

Ученица (подготовившаяся заранее)  читает стихотворение Новеллы Матвеевой «Окно»:

Окно открыто в сад весенний и дневной.

Блеск подоконника разглажен тишиной

Толчками, точками в окно влетают пчелы…

В нем гибко сцеплены жасмины, горошек, мак.

От пламенности дня в глазах веселый мрак –

Секунда слабости веселой.

До красных кирпичей дотронулся вьюнок,

Как  тонкое жабо до грубых красных щёк.

В тени камней стены ещё дымится влага

Окно не высок, и сеть упор для ног,

А там – прогретый путь и долгий день для шага.

Ребята, к какой репродукции можно смело отнести стихотворение? Почему вы так решили.

Подводя итог беседы, замечаю: то, о чем мы с вами говорили, было одним из подходов к нашей теме. Это был взгляд из окна.

Запишем:

1.     Взгляд из окна – путь в широкий мир, символ свободы

2.     Взгляд на окно – отражение настроения того, кто смотрит, отражение характера хозяина окна.

 – Но есть еще один подход. Не нужно прямо реализовать его – это нескромно, но можно использовать как художественный приём, это:

3.      Взгляд в окно – в неведомый мир человеческих отношений, человеческих судеб.

Так как создан нужный эмоциональный настрой, определена цель и пути её достижения, учащиеся заинтересованно и вдумчиво подходят к отбору языковых средств, проводя наблюдения над образцами художественной речи. Несколько ребят получают индивидуальные карточки – задания.

Карточка №1

Я вылез из-под красного одеяла

детский нос о стекло расплющен

жарко в комнате запах материнского тела

а за окнами снег.

1.     Спишите, расставив знаки препинания.

2.     Объясните постановку знаков препинания с помощью подчеркиваний и схем.

3.     Напишите, какую картину, какое настроение передает стихотворение

 Карточка №2

Струи дождя бушевали снаружи

рыжие длинные печальные пряди

закусив сигарету мычал я какую – то песню

в потемни глядя

голосу дождя подпевая

1.     Спишите, расставив знаки препинания.

2.     Объясните постановку знаков препинания с помощью подчеркиваний.

3.     Какой из картин по  настроению соответствует это стихотворение?

Карточка №3

Под утро ли в полночь 

помню

комнату полную звезд 

словно ночных мотыльков неуемных 

я не решался к ним прикоснуться 

открыл  вас окна

выпустил звезды в ночь

в безграничную зябкую ночь

спутников  и метеоритов.

1.     Спишите, расставив знаки препинания.

2.     Объясните постановку знаков препинания с помощью подчеркиваний и схем.

3.     Напишите, о чем вы думаете и что представляете себе, читая это стихотворение.

Карточка №4

1.     Вставьте пропущенные буквы, объясните написание удвоенных согласных.

2.     При необходимости используйте данные словосочетания в своём сочинении.

Обл_коти_ся на подоко(н,нн)ик, ра(с,сс)тилает_ся  за окном, тенистая а(л,лл)ея,  каме(н,нн)ая лестница, предра(с,сс)ветный час, непо(д,дд)ельная радость, внимательно ра(с,сс)матривать, бе(з,зз)ведная бе(с,сс)оная ночь, неи(с,сс)якаемый источ_ник вдохновения

В это время класс работает с текстом, записанным на доске:

Ноч..ю как-то вол..но дышать мне,

Как-то прсторней…

Даже в ст..лице не тесно!

Окна растворишь:

Тихо и чутко

Плывёт прохл..дительный воздух

А небо? А месяц?

О, этот месяц- волшебник!

Как будто бы кровли

Покрыты з..ркальным ст..клом,

Шпили и кр..сты – бриллианты;

А там, за луной, н..босклон –

Чем дал..ше – св..тлей и прзрачней…

…………………………………………

Вместе с з..рею и сон нал..тает на вежды,

Светел, как призрак,

Гол..ву клонит,- а жаль от окна оторват..ся

                                                                (А.Фет)

В заключении- краткое напутствие –

С какой бы стороны вы сейчас ни попытались осветить тему «Вот опять окно» я желаю вам заинтересованности и творчества. Те, у кого опыт наблюдений мал, могут обратиться к репродукциям картин, использовать материал урока. Итак, работаем с черновиками

 

Всех учителей и методистов всегда волновали вопросы: как научить ребят употреблять в устной и письменной речи не первое пришедшее в голову слово, а уметь выбирать то единственное нужное, которое точно передает мысль. Как убедить детей в том, что в хороших, мастерски написанных текстах не бывает случайных слов и синтаксических конструкций.

Я думаю, что дети должны понять все части текста подчиняются теме и главной мысли. Чтобы научить этому детей, надо вести обучение в двух направлениях: с одной стороны, это обучение умению определять тему и главную мысль текста, с другой – умению подчинять отбор языковых средств теме и главной мысли

Урок развития речи.

Сочинение – описание природы

Цель урока: показать зависимость выбора каждого элемента, каждой микротемы и языковых средств от темы и главной мысли текста, а также формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для раскрытия темы и главной мысли текста.

Экскурсия в осенний школьный парк.

— Ребята, наблюдали ли вы, как осыпаются листья осенью? Обращали ли внимание на то, как причудлива и непредсказуема траектория их полета в тихую погоду? Ощущали ли вы, бродя по аллеям  парка, легкость шуршащих листьев под ногами?

Ребята! Посмотрите на это осенний лист! Разве это не совершенное творение? Только один мастер способен создавать такое — природа! Её творения вызывают вечный восторг. Очень хочется поделиться с кем – нибудь своими открытиями, но иногда просто не хватает слов, чтобы передать совершенство того, что создала природа. Только слово настоящего мастера имеет магическую силу передавать состояние души писателя тому, кто читает его произведение. И на сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся проникнуться теми же чувствами и желаниями, которые испытывал К.Г.Паустовский, создавая маленькое произведение об осенней природе  - «Желтый свет», попытаемся понять то главное, ради чего великий ценитель природы создал его..

Итак, цель нашего урока – научиться определять тему и главную мысль художественного произведения о природе, установить, как отдельные части текста, каждое предложение и каждое слово подчинены раскрытию авторского замысла, как они помогают передать состояние души автора, его  мысли читатель. С этой целью мы обратимся ещё к прочитанному вами дома рассказу К.Г.Паустовского «Желтый свет». Просмотрите еще раз текст.  О чем говорится в нем, какова тема этого произведения? (осень в природе). Природа – это всё, что окружает нас: лес, небо, звезды,……….. Наверное, чтобы  полно раскрыть тему осени, автору необходимо показать осень в лесу, на реке, на лугах – везде, где бывает человек. Так ли это? Из наших зарисовок складывается общая картина осени в рассказе?

- О чем говорится в каждой относительно самостоятельной части текста? Озаглавьте каждую часть. Таким образом, мы определили маленькие темы (микротемы), составляющие тему рассказа «Желтый свет».


1. Осень пришла.

2. Сказка об осени.

3. Осенние краски.

4. Звуки и запахи осени.

5. Ночь над притихшей землёй.

6. Пожар в лесу.

7. Перелет пауков.

8. Законы природы


Можно ли опустить одну из частей текста, без ущерба для замысла автора?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы мысленно уберём одну из частей, например «Пожар в лесу». Но тогда не будет ужасной картины, не удастся поделиться мыслью о том, как  хрупка и беззащитна природа, как легко разрушить эту красоту. 

Все части подчинены раскрытию темы «Осень» в природе. В каждой части автор говорит об осеннем сиянии в природе, о странном ровном желтом свечении – отсюда и название «Желтый свет». Вот  мы и прочитали рассказ. Как можно было бы выразить его главную мысль (природа прекрасна во всех её проявлениях, но она хрупка и беззащитна, поэтому отношение к ней человека должно быть бережным.

Далее предлагаю упражнения для закрепления знаний и умений учащихся.

Карточка №1

1. Представьте, что вам необходимо написать художественную зарисовку на тему «Осенняя рябина». Вы хотите донести до читателя  мысль о том, что рябина особенно красива именно осенью. Какие микротемы из предложенных ниже вам покажутся лишними? Почему? Какие микротемы вы бы добавили?

Тема: Осенняя рябина

Микротемы: Осень коснулась рябины. Зажигаются кисти рябины. Ствол дерева и форма кроны. Медленно бронзовеют листья. Вид семян. Почему рябина «голову склонила»? способ размножения.

2. Раскройте содержание микротемы «Осень коснулась рябины так, чтобы стало понятно: рябина только начинает переодеваться в осенний наряд. Докажите, что в данной речевой ситуации уместно именно слово коснулась.

3. Напишите сочинение- миниатюру по данному началу на тему «Осенняя рябина». Подчините выбор элементов содержания, слов, синтаксических конструкций раскрытию такой мысли: рябина особенно красива именно осенью. Какому стилю должен соответствовать ваш текст? Какой из предложенных зачинов вы выберете и почему?

1) Что за чудо эта рябина?

2)Мы устали пробираться ягодниками и, выбравшись на поляну, присели отдохнуть под рябиной.

3) Рябина – дерево лиственной породы.

При подготовке к сочинению по картине я часто использую текст – образец, интуитивно понимая, что картина в сочетании с текстом гораздо эффективнее воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу учащихся, а значит и на их речь. Хороший текст-образец, представляющий собой модель высказывания определённого жанра экономит время, сберегает силы, помогает учащимся осознать особенности содержания. В качестве образца важно использовать искусствоведческий текст, но так, чтобы он был достигнутым, эстетически ценным, с необходимым объёмом.

Тема урока: подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Цели урока:

1)     познакомить учащихся с понятиями текст, абзац, средства связи на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

2)     активизировать лексику по теме «Осень»

3)     ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, мазки, живопись, живописец, колорит.

4)     Оборудование урока: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», искусствоведческий текст из книги Розенвассера «Беседы по искусству»

Рассказ учителя о художнике и его картине. Исаан Ильич Левитан (1860-1900) был выдающимся художником – пейзажистом конца XІX в. Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское  училище живописи, ваяния и зодчества, а учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы; В.Д. Поленов оказал большое воздействие на И.И.Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах И.И.Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».

 Картина И.И.Левитана «Золотая осень» (1895) создаёт образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах.

Беседа по картине.

§        Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?

§        Почему картина называется «Золотая осень»?

§        Какие краски (тона) выбрал И.И.Левитан, чтобы показать «золото осени»?

§        О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине?

§        Что вы будете описывать?

Я предлагаю учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением: небо, река, поля, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава. Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?

Данное

Новое

Небо

Голубое, светлое, чистое, солнечное

Река

Неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением

Деревья

Желтые, золотые, разноцветные

Трава

Сухая, желтая, как ковёр, бурая

Поле

Зелёное, свежее, как бархатный мягкий коврик

Деревушка

Маленькая, дальняя

1.     С чего бы вы начали сочинение по картине? («С того, что И.И.Левитан изобразил красивую пору – осень»)

2.     Что бы вы написали после вступления? («Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо»)

3.     Каково было бы последнее предложение? («Я обязательно написал бы о том, какая осень красивая пора года, как Левитан хорошо её изобразил. Эта картина мне очень понравилась»)

- А теперь послушайте, ребята, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве»   Розенвассер. Только листы перепутались, надо их разместить правильно.

«Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим берёзовую рощу, справа отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зелёной полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрыто лёгкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что её густо-зелёная вода медленно движется. Присмотрись, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил, не вдоль движения воды, вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение.

Тот же прём построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно- золотые берёзы слева и красно- бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа тем менее густыми и более легкими становятся мазки».

Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем те безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

·        Соответствует ли содержание текста картине?

·        Являются ли отрывки одним текстом? (да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И.Левитана «Золотая осень»)

·        Понравился вам текст?

·        Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста?

·        Как описывает автор реку, деревья, небо, поле?

·        Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь в своём сочинении использовать богатые возможности русского языка.

·        Объясните с помощью словаря значение терминов: живопись, пейзаж, мазки красок, колорит

·        Найдите сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки, объясните значение (изумрудно – зеленая, густо- синяя вода, багряно- золотые, красно- бронзовые дубы)

Дом.зад. – написание сочинения по картине И.И.Левитана «Золотая осень» или  по другой любой картине на тему «Осень», придерживаясь законов построения текста.

 

В системе работы,  призванной развивать и совершенствовать коммуникативно – речевые умения школьников большую роль играют изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи. Известно, что существуют различные по цели изложения- контрольные и обучающие, перед которыми проводится подготовка специальная. Но к сожалению, изложения проводятся  контрольного характера проводятся гораздо чаще. При подготовке к изложению провожу различные упражнения обучающего характера, главным образом по орфографии и пунктуации. Считаю, что на самом уроке изложения очень важно сосредоточиться на главном: осмыслить содержание, на построении текста, на особенностях языка и стиля писания.

Встречаются трудные слова, мало знакомые, на еще не изученные правила.  Поэтому записываю их на доске и в специальных словариках, замена трудных слов синонимами.

Призываю учащихся уяснить основную мысль рассказа, отделяя главное от второстепенного, запомнить факты, последовательность, установить своё отношение к происходящему. На этом этапе используются различные методические приёмы и средства обучения.

Ставлю конкретную задачу: изложить текст подробно, подготовить сжатый пересказ, передать с изменением  лица. Очень хорошо принимается музыкальное сопровождение, диафильм. В.М.Песков

Тема Изложение. Песня «Подмосковные вечера» звучит фрагмент песни. Эта песня появилась в канун фестиваля. Хорошая песня! Уже на 3 день она стала гимном на празднике. Ее пели в автобусах, пели в столовой, пели на стадионе. Особенно задушевно звучала она вечерами, когда уставшие делегаты садились на лужайке перед гостиницей. Очень хорошо помню ласковые предосенние вечера. Темная листва молодых деревьев, яркие одежды, незнакомая речь и песни: африканские, канадские, чешские, финские. Наша песня «Подмосковные вечера» звучала чаще других. Слова знали немногие. Но задушевная, чистая мелодия была понятна и белым и черным. Пели под гармошку, под гитару, под нежные звуки скрипок лилась мелодия. Пели хором и в одиночку, пели со словами и без слов. Песня о чудесных вечерах Подмосковья полюбилась всем. Как-то вернувшись в гостиницу, я присел под березкой зарядить фотоаппарат. Нагнувшись, мурлычу мелодию. Понимаю голову – рядом, обнявшись, трое. По лицу и нарядам – мексиканец, китаец и африканец. Я смущенно умолк. Они жестами стали объяснять: мол, пойте дальше. Друзья хотели выучить слова. Мы присели на траву. И через две- три минуты наши голоса звучали, может, и не вполне стройным, но очень сердечным хором:

Если б знали вы, как мне дороги

Подмосковные вечера …..

Ставлю задачу – изложить содержание текста подробно, изменив последовательность его частей. В конце работы кратко напишите о своей любимой песне.

Предварительные упражнения

1.     Объясните правописание; проведите словообразовательный анализ слова.

Подмосковье, «Подмосковные вечера», чудесный, канадский, французский, чешский, финский, гостиница, фотоаппарат, мексиканец, (не)знакомая (речь); (не)многие, (в)одиночку, как(то), смущенно

2.     Разберите по членам предложения, объясните постановку знаков препинания.

Песня  о чудесных вечерах Подмосковья полюбилась всем. Как- то, вернувшись в гостиницу, я присел под берёзкой зарядить фотоаппарат. «Если б знали вы, как мне дороги  подмосковные вечера»

Работа на уроке.

1.     Определите тему и основную мысль текста

2.     Почему песня «Подмосковные вечера» полюбилась всем?

3.     Найдите слова, которыми автор отвечает на это вопрос.

4.     На какие части (смысловые отрезки) можно разделить текст и как их можно озаглавить близко к тексту?

Примерный план.

1.     Эта песня появилась в канун фестиваля.

Вечера подмосковные

Песня звучала всюду

Песня полюбилась всем

2.     Объясните лексическое значение слов канун, мелодия, фестиваль, делегация.

С какой целью использует автор многократное повторение глагола пели (пели в автобусе, пели в столовой, пели на стадионе)? Как можно выразить эту мысль по-другому?

3. Перескажите текст устно, изменив последовательность его частей.

4. Запишите на доске и запомните правописание слов и словосочетаний.

В канун (или накануне) фестиваля, мексиканец, канадский, французский, Подмосковье, «Подмосковные вечера», вечера подмосковные (без кавычек),в одиночку, по одиночке, как-то, как будто.

 

Одним из важных моментов при работе над сочинением- рассуждением с элементами описания памятника был отбор опорных слов, вооружение учащихся умением их употреблять в точном соответствии с их значением. Обычно учащимся я даю несколько тем:

1. «Родина помнит своих героев»

2. «Вечно живые»

3. «О чем рассказал мне памятник»

4. «Подвиг ваш бессмертен».

Важен настрой. Обязательно звучит стихотворение. Дети размышляют о значении жизни и смерти, о смысле жизни, об ответственности каждого за жизнь и торжество добра на Земле, о подвиге – как о смысле жизни самыхЧто изображено на картине? бражал в своих более ранних этюдах и картинах. скуутвоведческого текста с целью использованияходимы прекрасных людей. Погрузиться в эти размышления, возвыситься душой помогают нам своим искусством скульпторы, архитекторы – авторы памятников героям.

Использую – 1) выступления учащихся, посетивших Волгоград, Москву, Санкт- Петербург. Красочные буклеты рассматриваем

2) работа с профессиональной лексикой, разного вида словаря, справочники.

Обелиск- (греч) сооружение в виде гранёного (обычно квадратного в сечении), суживающего кверху каменистого столба с заострённой пирамидальной верхушкой.

Монумент- архитектурное сооружение в память выдающегося исторического события или лица.

Мемориальный – «памятный»

Стела –вертикально стоящая каменная плита с надписью, служащая памятником.

Комплекс – совокупность, сочетание предметов.

3) работа с предложениями, записанными на доске, исправление ошибок

1. Памятник героя был создан по проекции московских скульпторов.

2. Даже не верится, что этот обелиск был когда-то глыбой гранита

Дети указывают, что слово проекция употреблено в несвойственном ему значении и заменяют его словом проект. Исправляют – памятник герою. Учащиеся обращаются к словарям, уточняя значение слов – архитектор, архитектура, скульптор, скульптура.

Демонстрация репродукций некоторых монументальных комплексов. «Братская крепость – герой» А.Кибальникова, памятник- ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде и в Тренпи-парке в Берлине Е. Вучетича.

Дети определяют в каждом сооружении работу скульптора и архитектора. Работа с лексикой в широком плане – название материалов – бронза. Мрамор, гранит, глина, сталь, железобетон, дерево; глаголы – высечь, вырубить, вырезать, отлить, изваять, вылепить. В заключении урока провожу практическую работу – восстановление деформированного текста.

- Вы число выдающихся произведений русской …… скульптуры входит …… сооруженный в память о жертвах фашизма в белорусской деревне. Важное место в пространственной композиции …… занимает…. Гранитная ……, расположенная в нескольких десятках метров от фигуры Матери. На ней …. Имена погибших и рельефы, изображающие группу крестьян.

Ученики читают текст, решают какие слова уместно вставить (монументальный, мемориальный комплекс, проекту, памятника, комплекса, мемориальная, стела, высечены).

Домашнее задание- составить план текста упр 242 учебника, уточнить по словарю значения непонятных слов.

Целенаправленная систематическая работа на уроках развития речи помогает сформировать у учащихся такие качества, как внимание к окружающему миру, наблюдательность, стремление проникнуть в сущность явления оценить увиденное, прочитанное, услышанное. А это в свою очередь делает уроки развития речи более эффективными

Результаты работы в обучении развитию речи учащихся средних классов

Интерес к творчеству, естественно, не ограничивается только рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие домашние задания. Важно дать толчок, побудить к деятельности, заставить быть наблюдательным, уметь видеть сердцем.

Каждый учитель знает, что очень трудно заставить детей писать на уроках развития речи обыденные программные сочинения, изложения надо заинтересовать детей  необычностью, новизной, так, чтобы они отозвались, сумели высказать  свою точку зрения. Иначе так будет на уроке звучать фраза: «Ох, опять это сочинение!»

Если спросить у меня : «В результате этой работы ребята хорошо пишут сочинения, изложения? Довольны ли вы?» Что ответить на это? Все мы разные. Одни увлекаются чтением, забравшись  с ногами в кресло, а другие покупают книгу, чтобы она гармонировала с цветом одежды. Какой тут может быть эффект? Но знаю, что большинство на верном пути, они уже радуют меня своими результатами. Многие пишут стихи, рассказы, придумывают сказки.

Считаю необходимым в своей работе применение различных форм и средств обучения развитию учащихся с целью формирования, развития и совершенствования коммуникативно- речевых умений школьников. Нетрадиционные типы уроков по-особому воздействуют на воображение школьников, будит фантазию. В своей работе часто использую сочинение-этюд, сочинение на музыкальные темы. Имею возможность использовать на уроке русскую и зарубежную классическую музыку. Дети могут высказать свою  точку зрения на проблему.

Литература

1.     Богданова Р.У. Уроки  развития речи. М.1989

2.     Ходякова Л.А. Работа над сочинением по картине. М.1989

3.     Ивченков П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений. РЯШ. 1990г

4.     Морозова И.Д. Образовательные и воспитательные задачи уроков развития речи. М.1990г

5.     Напольникова Т.В. Поисковые задачи на уроках русского языка. РЯШ 1988

6.     Геберм А.И. Подготовка к сочинению о памятнике с использованием лингвистических словарей. М.1989

7.     Карпова З.П. О воспитании интереса к русскому языку. РЯШ 1989

8.     Ходякова Л.А. Искусственный текст как образец при подготовке к написанию картины. РЯШ 1991г

9.     Коротаева Е.В. Роль ученического сочинения в формировании нового отношения к учителю. РЯШ 1992

10. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку М.1990

11. Прудшенова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. М. г

Hosted by uCoz