Тема: Куликовская битва.

Цели: 1. – сформировать представление у учащихся об основных направлениях внешней политики московского князя Дмитрия;

            - выявить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, определить значимость данной победы, особо подчеркнуть при этом роль Москвы;

            - на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль Русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле.

            2. Развивать логическое мышление, формировать умение сравнивать, анализировать и оценивать исторические события.

           3. Воспитывать у учащихся гордость за свой народ, вставший на защиту Родины.

Оборудование: компьютер, экран, портреты князя Дмитрия и Сергия Радонежского, карточки, тесты.

План урока

1.     Князь Дмитрий Иванович.

2.     Подготовка к сражению, поход на Дон.

3.     Сергий Радонежский.

4.     Сражение на Куликовом поле.

5.     Причины и  историческое значение победы русских войск.

6.     Нашествие Тохтамыша.

Эпиграф

«Лучше пасть, достойно смерть преемля,

Чем позором жизнь свою сберечь,

Чтобы защитить родную землю,

Мы готовы в эту землю лечь!»

(Н. Старшинов «Там, за Непрядвою, за Доном»)

Ход урока

I.      Организационный момент.

П.З. Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1830 году? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?

II. Опрос учащихся.

а) по карточкам (2 чел)

б) Работа с классом. Внимание на экран.

Найдите ошибки в тексте: «В 1301 г.  Младший сын Александра Невского Даниил отвоевал Рязань. С этого момента началось возвышение Москвы. В 1370 г. Иван Калита подавил антимонгольское восстание в Новгороде. И получил Ярлык на владимирское великое княжение. Его сыновья Семен Гордый и Дмитрий Иванович продолжили политику отца».

в)  фронтальный опрос.

1. – Кто управлял государством в связи с малолетством Дмитрия Ивановича? (Митрополит Алексей)

- Кому принадлежала реальная власть в Орде накануне Куликовской битвы? (темнику Мамаю)

2.-     Когда состоялась битва  на р.Воже? (1378 г)

3.- Каковы были результаты битвы на реке Пьяне?

а) русские войска разбили ордынские полки;

б) было сброшено ордынское иго;

в) ордынцы разгромили русские полки;

г) литовский князь Ольгерд захватил Нижегородское княжество.

III. Изучение нового материала.

Эпиграф. (объявление темы, цели и П.З.)

1. Слово учителя.

В 1359 г. Московским князем стал старший сын Ивана Красного Дмитрий. Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды.

2. Сообщение о Дмитрии Донском.

3. Слово учителя.

Именно князь Дмитрий отобрал ярлык на великое владимирское княжение у суздальско-нижегородских князей; расширил территорию княжества присоединив Ростов,  Брянск, Звенигород, заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы, заменил деревянные стены Кремля белокаменными. В 1374 г. Принимает решение бросить вызов Орде.

-Какое сражение и почему можно считать генеральной репетицией Куликовской битвы? (битва на р. Воже)

- Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев? (Действия русских были тщательно продуманы, знали тактику монголо-татар и не давали ударить с тыла)

-Почему Мамай так торопился начать поход на Русь? ( Москва быстро усиливалась, могла прекратить выплату дани, разгром Москвы усилил бы позиции Мамая в борьбе с Тохтамышем и Тихуром)

4. Сообщение  учащихся.

Подготовка к битве.

5. Слово учителя.

По пути к Дону русская рать во главе с князем Дмитрием остановилась у Троицкого монастыря, где получила благословение настоятеля монастыря Сергия Радонежского.

7.    Сообщение о Сергии Радонежском. (на экране картина «Утро на Куликовом поле».)

-Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле? (Оно было неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками. У монголов главной ударной силой была конница, которой трудно развернуться на такой местности.)

-Почему князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон? (В случае поражения войску некуда было отступать)

7. Сочинение на тему: «Мое представление о битве на Куликовом поле».

8. Просмотр битвы на Куликовом поле. (эпизод)

-Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю.

-Как вы оцениваете позицию рязанского князя Олега? Можно ли ее как-то оправдать? (Оправ дать трудно, но может быть, он поступил так потому, что хотел спасти от нового разорения Рязань, которая соседствовала с Ордой и чаще других княжеств подвергалась нападениям).

-Кому принадлежал решающий момент в исходе битвы? (Засадному полку)

9. Работа с дополнительным материалом.

Учитель зачитывает отрывок из «Слово о поле Куликовом» Натальи Кончаловской.

- Итак, Куликовская битва закончилась разгромом ордынской рати. Давайте ответим на главный вопрос сегодняшнего урока (П.З)

Ответы: 1) умелые действия князя, его авторитет среди воинов;

               2) мужество, храбрость воинов;

               3) объединение сил русских княжеств;

               4) ослабление Орды и усиление Московского княжества;

               5) поддержка Русской православной церкви.

-Каково значение Куликовской битвы?

-Как вы можете объяснить тот факт, что, когда через 2 года Тохтамыш взял Москву, ярлык на великое княжение все равно достался московскому князю?  (Хан напал внезапно, воспользовавшись отсутствием князя и ослаблением Москвы после Куликовской битвы. Но после Куликовской битвы Орда вынуждена была признать первенство Москвы и ее силу, поэтому ярлык был отдан Московскому князю).

IV. Закрепление.

Тест

V. Итог. Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все  невзгоды и сохранял веру и  надежду на лучшее будущее.

Оценки.

Домашнее задание: п. 18  

 

Hosted by uCoz