Вечер "Поле
математических чудес"
ЦЕЛЬ:-
Краткое знакомство с выдающимися математиками -Умение решать нетрадиционные задачи.
- Развитие интереса к предмету.
- Нравственное воспитание.
•
Развитие
мыслительной активности в "нестандартной ситуации".
•
Стимулирование
познавательного интереса.
"Владение
математикой - умение решать задачи, причем не только стандартные, но итребующие... оригинальности,
изобретательности."
Д.Пойа
"Образование есть то, что
остается, когда всё выученное уже забыто"
М. Лауэ Ведущий. Итак, мы начинаем игру капитал-шоу "Поле
математических чудес".
Ваше активное
участие - это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной,
запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики,
гости.
Также у вас есть возможность сделать ставки на победителей в каждой
тройке игроков. Для этого вы выбираете из участников того, кто победит, и
записываете его фамилию против цифры 1.
Затем из 2 тройки под цифрой 2 пишите фамилию
претендента на победу и т.д. После того как ставки сделаны (участники тоже делают
ставки), подписанные листочки сдают статистам. Приз: книга, шоколад,
игрушка... Делайте ставки, господа!
Игра первой тройки
В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу,
учителю, ведущему.
Форма привета - песня, стих, собственная поделка. Если
участник игры отгадывает 3 буквы, то он имеет право выбрать одну из шкатулок: 1 - пустая, 2 - сладкий
приз.
На сцену
приглашается первая тройка участников игры.
Под музыкальную заставку поднимаются 3 участники
игры и зимают места у барабана. Ведущий представляет учащихся,
сообщает фамилию, имя, класс, хобби, рассказывает о
математических успехах, увлечениях.
Тут затеи и задачи, Игры,
шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи -За
работу, в добрый час!
Задание первой тройке
Этот человек
родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где и как он получил
образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так:
"..наукам изучался дивным и неудобовероятным способом..." В конце XVII века живет в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. В 1700
году Петром I он был учинен российскому благородному
юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и
навигации
для школы. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его
"вратами учености".
В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию,
чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других
людей с такой же силой, с
какой магнит притягивает к себе железо.
Назовите
фамилию этого великого математика.
Учащиеся отгадывают
отдельные буквы на табло и слово в целом по аналогии с теле игрой "Поле
чудес". Ассистенты открывают отгаданные буквы и слово в целом. На вращающемся
поле: числа, "П" - приз, "+"- очки
удваиваются. "Б"- банкрот.
Ведущий.
Сектор
"приз". Приз на сцену.
Ассистент
вносит черный ящик, в котором находится приз (альбом, а\кассета, канц. товары,
номер худ. самодеятельности для участников игры, конфеты и др.)
Зал
приветствует победителя аплодисментами.
В это
время на экране телевизора, установленного на сцене, появляется портрет
математика Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) и рисунки,
рассказывающие о его трудах по математике, (запись сделана заранее
в/камерой)
Ведущий.
Еще
раз поприветсвуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами.
Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену!
Все участники игры
получают призы: книгу, мат. кроссворд и др. Участники 1 тройки занимают места в
зале.
Игра со зрителями
Каждый сидящий в зале имеет возможность
получить приз, если его активность и мат. способности
отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задания и набрать как можно больше
очков. Правильный ответ отмечается жетоном, на котором указано количество
очков.
ЗАДАЧА 1
(ИЗ АРИФМЕТИКИ МАГНИЦКОГО).
"Некий человек нанял
работника на год, обещал ему даже 12 руб и кафтан. Но
тот, работав 7 месяцев,
восхотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по
достоинству 5 руб и кафтан, какой цены был кафтан?" (4р. 80 к)
ЗАДАЧА 2.
К
однозначному числу приписать такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
(В 11 раз)
ЗАДАЧА 3.
Как 2
пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?
(Один
делит поровну, а второй выбирает ту часть, которая ему больше
понравилась)
Игра второй тройки ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Ведущий: Вторая тройка - на
сцену.
Игроки занимают свои места,
ведущий представляет игроков.
Выходит ученик на
сцену и читает стих Сергея Боброва про число "пи=3, 1415926"
Гордый Рим трубил
победу
Над твердыней
Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я
горжусь.
Надо нынче нам
заняться,
Оказать старинке
честь,
Чтобы нам не
ошибиться,
Чтоб окружность верно
счесть.
Надо только
постараться
И запомнить, все как есть:
Три - четырнадцать -
пятнадцать -
Девяносто два и
шесть!
Ведущий: Несколько интересных сведений. Куда бы ни обратили свой
взор, мы видим "проворное и трудолюбивое" число пи: оно заключено и в самом
простом колесике, и в самой сложной автоматической
машине:
•
французский
математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашел
значение
числа пи с девятью десятичными знаками;
•
голландский
математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа пи 34
цифры
(вычисления заняли всю его жизнь);
•
вычисление
точного значения числа пи во все века неизменно оказывалось тем
блуждающим
огоньком, который увлек за собой сотни, если не тысячи, несчастных
математиков,
затратившим бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить
задачу, не поддавшуюся
усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие.
Задание второй тройке
Ведущий.
Кто автор обозначения числа пи = 3, 1415...? Он же впервые применил
двоеточие для обозначения
действий деления. (Джонс)
Игра проходит по
сценарию игры с первой тройкой.
Игра
со зрителями Задание 1.
Почему в
поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (в самолетах нет стоп-крана)
Задание
2.
У одного старика
спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как
это могло быть?
(Этот человек родился 29
февраля, и день рождения у него бывает один раз в четыре года)
Игра третьей тройки
Ведущий. Третья тройка - на сцену!
Звучит музыка, третья тройка выходит на сцену, ведущий
представляет игроков.
Задание третьей тройки
Ведущий. Труды
этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе.
Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь
обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов.
На это он гордо ответил, что
"в математике нет царской дороги".
В истории Западного мира его
книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?
(Евклид)
Поздравление победителя,
вручение призов.
Игра со зрителями Задание 1.
Какое
самое большое число можно написать четырьмя единицами? (11 в 11 степени
(250 миллиардов) единиц.)
Финальная игра
Ведущий. Финалисты - на сцену! Звучит музыка, финалисты выходят на сцену.
Финальное задание
Греческий
ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с
вавилонской астрономией.
Платон, знаменитый греческий философ IV века до н.э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а
стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: "Хочет
знать, что делается в небе, а что у него под ногами - не
видит..."
Древнегреческий
ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того что диаметр делит круг пополам, о
равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного
треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии,
установил время равноденствий
и солнцестояний. Определил продолжительность года,
предсказал, как говорит предание,
одно солнечное затмение. Был причислен к группе "семи мудрецов". Кто
этот ученый?
(Фалес)
Поздравление
победителей и вручение призов Призы
Победитель
выбирает на набранное количество очков призы. Ведущий предлагает суперигру.
Предложение принимается.
Игра со зрителями Задание 1.
Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была
привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек.
Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти
своей дорогой. Как это могло случиться?
(Подошли
с разных сторон) Задание 2.
Назовите древний
геометрический инструмент, который, по утверждению Овидия, был изобретен в Древней Греции.
(Циркуль)
Суперигра
Ведущий.
Итак, начинаем суперигру.
Суперпризы:
Энциклопедия по мат-ке, калькулятор, набор учебников на следующий год,
в\кассета.
Задание суперигры
В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете
у пифагорийцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах
в музыке и гармонии во Вселенной.
Оно применялось и применяется
не только в математике, но и в архитектуре, в искусстве, и является условием правильного,
наглядного и красивого построения или изображения.
Современная
запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена Готфридом
Вильгельмом Лейбницем. В 19-м предложении VII
книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для
решения разных задач и в древности, и в средние века, и в настоящее время. О
каком понятии идет речь?
(Пропорция)
Разрешается
назвать четыре буквы.
Минута.
Поздравление
победителя.
Жюри
определяет победителей среди болельщиков по количеству очков на заработанных жетонах.
За 1-3 места вручаются призы.
Мы
сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело с
увлечением.