23 октября 2008г.
Учитель – Вислова М.Г.
Урок математики в 6
классе
Урок закрепления изученного материала
Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цели: закрепить правила сложения и вычитания смешанных чисел и навык его применения при решении задач, примеров и уравнений; развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к математике.
Оборудование: математическое домино, карточки для индивидуальной работы, таблицы, рисунки, слайды.
Эпиграф: Пусть математика сложна,
Ее до края не познать,
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать.
Ход урока.
Приветствие учащихся, сообщение темы, целей и задач урока, запись в тетрадях даты и темы урока.
II. Устная
работа.
1. Индивидуальные задания (двусторонняя лесенка – кто быстрее поднимется; домино).
2. Проверка домашнего задания (учащиеся читают задачи, составленные ими дома, выбирается самая интересная).
3. Продолжите ряд двумя числами (слайд):
4. (Слайд) Установите связь между числами и подберите по аналогии пару для числа
5. (Слайд) Найдите недостающие числа: а) ¼, 0,25; 25%; б) ?; 0,75; 75%; в) 3/100, 0,03; ?; г) ?; ?; 70%.
6. Какое число на координатном луче лежит правее: 7/9 или 7/10; 1 2/5 или 1 3/5; 2 8/15 или 2 3/5?
Итоги.
III.
Закрепление.
1. Из истории
математики (сообщение учащегося об истории обыкновенных дробей)
2. Решение примеров на сложение и вычитание смешанных чисел у доски и в тетрадях (цветок: и примеры на сложение с этими же числами).
/ Индивидуальная работа по карточкам в тетрадях (расшифровывают фамилии русских ученых-математиков – 3 человека)/
3. Решение уравнений
а)(устное). (Задание: решив уравнения, расшифровать имя русского ученого-математика, автора учебников математики. /Киселев/)
Андрей Петрович Киселев работал в Воронеже.
б) №367 (1-я строчка – а, в, д) на доске и в тетрадях.
IV. Итоги.
Найдите и исправьте ошибки:
Д/з: составить и решить задачу по выражению
Из истории дробных чисел.
Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида ½, 1/3, ¼ - так называемые единичные дроби. Эти дроби находят прежде всего в египетских папирусах (около 2000 лет до н.э.). Египетские математики того времени знали лишь единичные дроби и дроби 2/3 и ¾, для которых были специальные названия и символы.
Более сложные дроби представлялись в виде суммы нескольких единичных дробей. Для разложения неединичных дробей на сумму единичных существовали готовые таблицы. Например, 5/6=1/2+1/3. Пусть требуется разделить 5 хлебов между шестью людьми. Очевидно, что каждый должен получить 5/6 одного хлеба. Поэтому каждый из трех хлебов нужно разрезать пополам, а каждый из оставшихся двух хлебов делить на 3 равные части.
Интересная система дробей была принята в Древнем Риме. Основная единица называлась «асс», а в ходу было еще 18 различных дробей, каждая из которых имела свое название.
Решив примеры, узнаем, какая из дробей соответствует какому названию.
½-1/6= - триенс, ½-1/3= секстанс, 1/5+7/15= бес, 3/16-1/16= сескунция, 1/3-1/4= унция.
На Руси дроби назывались долями, позднее «ломаными числами». Вот названия некоторых дробей:
½ - половина, полтина
¼ - четь
1/8 – полчеть
1/16 – полполчеть
1/5 – пятина,
1/3 – треть
1/6 – полтреть
1/12 – полполтреть
1/10 – десятина
Современную систему записи дробей с числителем и
знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель
– снизу, и не писали дробной черты. Современную запись ввели арабы.
Карточка 1
Выполнив задание, выпишите из таблицы букву,
соответствующую правильному ответу.
1. Укажите в строке таблицы наибольшую дробь.
2. Выполните действие:
3. Найдите сумму чисел и
4. Выполните действие:
5. Найдите разность чисел и
6. Укажите, на каком рисунке верно указано
расположение точек
Задание |
в |
р |
о |
ы |
к |
л |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
2 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
5 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
Карточка 2
Выполнив задание, выпишите из таблицы букву,
соответствующую правильному ответу.
1. Укажите в строке таблицы наименьшую дробь.
2. Выполните действие:
3. Найдите сумму чисел и
4. Выполните действие:
5. Найдите разность чисел и .
6. Вычислите:
7. Укажите, на каком рисунке верно указано
расположение точек
Задание |
б |
ш |
е |
ч |
в |
ы |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
Карточка 3
Выполнив задание, выпишите из таблицы букву,
соответствующую правильному ответу.
1. Укажите в строке таблицы наименьшую дробь.
2. Выполните действие:
3. Найдите сумму чисел и
4. Выполните действие:
5. Найдите разность чисел и .
6.
Укажите, на каком рисунке верно указано расположение на координатном луче точек
Задание |
о |
м |
р |
а |
к |
в |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|