Урок чтения-письма 1 классе.

Тема: Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки  ,

Цели: 1)познакомить с новыми  гласными буквами, обозначающими  два звука (в начале слова и       

             после гласного звука);

            2)развивать навык правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого

               чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления,

                внимания;

            3)воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.    

 

                                                                   Ход  урока

1.Оргмомент

- Прозвенел уже звонок,

 Начинаем наш урок.

Встаньте ровно у стола.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют  гости.

Повернитесь к ним, улыбнитесь, поздоровайтесь с ними  и давайте постараемся им понравиться.

А теперь тихо садитесь.

Был звонок,

Начинаем наш урок.

 

А начнём свой урок с игры «Полубуковка». Я буду показывать вам половину буквы, а вы должны будете её угадать.

2.Игра «Полубуковка»

- Как называется эта буква?

( . . . )

- Чем  отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.)

3.Чтение слогов-слияний (коллективно и индивидуально )

 

4.Подготовка к изучению нового. Актуализация знаний.

-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (И, Е)

-А какая из этих двух букв при произношении обозначает два звука? ( Е )

 

 

5.Постановка темы и цели урока

- Вспомните, что вы знаете о букве Е? (Буква Е обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной, буква Е смягчает согласный, стоящий впереди )

-Сегодня вы познакомитесь с новой буквой – подругой буквы Е.

 

6.Работа над новой темой

     а)  Звуко  - буквенный анализ слов.

- Кто внимательней? Найдите одинаковые звуки в словах: ярмарка, яма, ягода, яблоко.

-Что это за звуки? ( )

-Охарактеризуйте эти звуки. - согласный, мягкий, звонкий; - гласный.

-Придумайте слова, начинающиеся со слога     («я»). (Яма, яхта, якорь, яблоко)

-Если мы слышим рядом звуки ,  то обозначаем эти два звука одной буквой Я.

 

 

     б)Знакомство с буквой Я.

-На что похожа буква я? (. . . )

-Послушайте весёлые стихи о букве я.

            Буква Я шагает гордо.

            Всем на свете буква Я

            Доложить готова:

            -А вы знаете, кто я?

            Я не только буква Я-

            Буква-слог и слово!

-Вылепите из пластилина букву Я. Поднимите её и покажите друг другу.

Конструирование буквы я из пластилина.

-Так на что же похожа буква Я? ( . . .)

Чтение слов с буквой я.

я | ма                         я х | та               Я | на             -  Какие встретились имена собственные?

я | го | да                    я | бе | да             Я | ша                    

я | зы  к                     я  б | ло | ко      Я ро с|ла в

 

Физкультминутка (музыкальная).

 

Сравнение печатных и письменных букв  я, Я  я, Я.

-Чем отличаются письменные буквы  яЯ  от печатных? (У письменных букв линии плавные, наклонные, а печатные буквы стоят прямо, у них острые углы.

-Кто догадался, чему мы сейчас будем учиться? (Писать букву я строчную.)

 

Письмо буквы я .

-Из скольких элементов состоит строчная буква я? (Из трёх).

-Как называются эти элементы?(Наклонная прямая с закруглением внизу влево, овал и наклонная прямая с закруглением внизу вправо).Обведём их в прописи.

Письмо узора в «Прописи».

Объяснение написания буквы я .

(Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки веду влево и пишу овал, довожу до верхней линии рабочей строки возвращаюсь вниз ( веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

Письмо в воздухе буквы.

-А теперь напишем букву я в воздухе.

Работа в прописи.

Письмо буквы в «Прописи».

Звуко - буквенный анализ слов «яма» и «яблони»

Запись слов в «Прописи»

 

Работа с текстом.

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

- Что вы знаете о нашей стране? (Ответы детей.)

-Наша страна - Россия, Российская Федерация. Как велика наша  Родина! Это самая большая страна. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы. А столица России, её главный город – Москва. Москва - всем городам мать. Когда - то, много-много лет назад, Москва объединяла вокруг себя другие города и стала главным городом русской земли, которая тогда называлась Русь.                                

В Москве работают президент страны, правительство России. Они решают важные государственные задачи.

В Москве много мест, которые хорошо знают все Россияне: это Кремль, Красная площадь.

Каждая страна имеет такие символы,  по которым её легко узнать. Это- герб и флаг.

-Что представляет собой герб России?

Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва- столица могучего Российского государства.

Правой лапой орёл сжимает скипетр (жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями),  в левой лапе – держава; над головой орла мы видим корону.

В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они символизируют независимость России от других государств.

Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

На груди орла – красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке – серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея-дракона копытами. Герб России символизирует  красоту и справедливость, победу добра над злом.

-Как выглядит флаг России?

Флаг состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя красная.

В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, чистота совести: синий – честность, верность и правду; красный – цвет огня – смелость, отвагу и великодушие.

Бело – синий - красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Пётр Ι.

 

Чтение текста на с. 115 учителем.

Вопросы по восприятию текста.

- Чем славны русские люди?

- Чему будут рады мама, папа, сестра?

Чтение текста учащимися.

(-------)

Работа над формированием навыков правильного, плавного, выразительного чтения.

Упражнения для развития речевого аппарата. Дыхательная гимнастика:

 

1.Упражнение «Воздушный шарик»

(Сделать вдох носом; выдыхаем ртом так, словно хотим удержать в воздухе воздушный шар, чтобы он не упал на землю.)

2.Упражнение «Какой красивый цветок!»

В руке у учащихся цветки из бумаги. Делаем глубокий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка, а на выдохе произносим слова «Какой красивый цветок!»

Повторное чтение учащимися текста.

-Сейчас будем читать текст, беря дыхание в начале текста и понижая голос в конце предложения.

 

Чтение пословиц в «Русской азбуке» с.114

Язык острее меча.

Язык болтает – рукам мешает.

-Прочитайте пословицу. Объясните смысл. В каких случаях так говорят?

                               

Подведение итогов урока.

-С какой буквой познакомились на сегодняшнем уроке?

-Что интересного узнали о ней?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  обучения  грамоте  в  1  классе

 

 

                  

Тема  урока: «Гласные буквы Я, я,

 обозначающие звуки , ».

 

 

 

 

 

 

 

Провела учитель начальных классов

Позднякова Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

Hosted by uCoz