Урок
чтения-письма 1 классе.
Тема: Гласные буквы Я, я,
обозначающие звуки
Цели: 1)познакомить с новыми гласными буквами, обозначающими два звука (в начале слова и
после гласного звука);
2)развивать навык правильного,
сознательного, плавного, выразительного и беглого
чтения; способствовать развитию
фонематического слуха, логического мышления,
внимания;
3)воспитывать любовь к своей
Родине, чувство патриотизма.
1.Оргмомент
- Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Встаньте ровно у стола.
Ребята, сегодня на уроке у нас
присутствуют гости.
Повернитесь к ним, улыбнитесь,
поздоровайтесь с ними и давайте
постараемся им понравиться.
А теперь тихо садитесь.
Был звонок,
Начинаем наш урок.
А начнём свой урок с игры «Полубуковка». Я буду показывать вам половину буквы, а вы
должны будете её угадать.
2.Игра
«Полубуковка»
- Как называется эта буква?
( . . . )
- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и
произносим, а буквы видим и пишем.)
3.Чтение
слогов-слияний (коллективно и индивидуально )
4.Подготовка
к изучению нового. Актуализация знаний.
-Какие буквы обозначают мягкость
согласных звуков? (И, Е)
-А какая из этих двух букв при
произношении обозначает два звука? ( Е )
5.Постановка
темы и цели урока
- Вспомните, что вы знаете о
букве Е? (Буква Е обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после
гласной, буква Е смягчает согласный, стоящий впереди )
-Сегодня вы познакомитесь с новой
буквой – подругой буквы Е.
6.Работа
над новой темой
а) Звуко - буквенный анализ слов.
- Кто внимательней? Найдите
одинаковые звуки в словах: ярмарка, яма,
ягода, яблоко.
-Что это за звуки? (
-Охарактеризуйте эти звуки.
-Придумайте слова, начинающиеся со
слога
-Если
мы слышим рядом звуки
б)Знакомство с буквой
Я.
-На что похожа буква я? (. . . )
-Послушайте весёлые стихи о букве
я.
Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
-А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я-
Буква-слог и слово!
-Вылепите из пластилина букву Я.
Поднимите её и покажите друг другу.
Конструирование
буквы я из пластилина.
-Так на что же похожа буква Я? ( . . .)
Чтение
слов с буквой я.
я | ма я
я | го | да я | бе
| да Я | ша
я | зы
Физкультминутка
(музыкальная).
Сравнение
печатных и письменных букв я, Я я,
Я.
-Чем отличаются письменные
буквы яЯ от печатных? (У письменных букв линии плавные, наклонные, а печатные буквы стоят
прямо, у них острые углы.
-Кто догадался, чему мы сейчас будем
учиться? (Писать букву я
строчную.)
Письмо
буквы я
.
-Из скольких элементов состоит
строчная буква я? (Из трёх).
-Как называются эти элементы?(Наклонная прямая с закруглением внизу влево, овал и
наклонная прямая с закруглением внизу вправо).Обведём их в прописи.
Письмо
узора в «Прописи».
Объяснение
написания буквы я .
(Ставлю
ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх
наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки веду влево и пишу
овал, довожу до верхней линии рабочей строки возвращаюсь вниз ( веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).
Письмо
в воздухе буквы.
-А теперь напишем букву я в
воздухе.
Работа
в прописи.
Письмо буквы в «Прописи».
Звуко - буквенный анализ слов «яма»
и «яблони»
Запись
слов в «Прописи»
Работа
с текстом.
- Как называется страна, в
которой мы живём? (Россия)
- Что вы знаете о нашей
стране? (Ответы детей.)
-Наша страна - Россия, Российская
Федерация. Как велика наша Родина! Это
самая большая страна. Россия занимает первое место по территории среди всех
стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, украинцы,
чуваши, хакасы и другие народы. А столица России, её главный город – Москва.
Москва - всем городам мать. Когда - то, много-много лет назад, Москва объединяла
вокруг себя другие города и стала главным городом русской земли, которая тогда
называлась Русь.
В Москве работают президент
страны, правительство России. Они решают важные государственные задачи.
В Москве много мест, которые
хорошо знают все Россияне: это Кремль, Красная площадь.
Каждая страна имеет такие
символы, по которым её легко узнать. Это- герб и флаг.
-Что представляет собой герб
России?
Герб России представляет собой
тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла
помещён герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва- столица могучего Российского государства.
Правой лапой орёл сжимает скипетр
(жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями), в левой лапе – держава; над головой орла мы
видим корону.
В давние времена корона, скипетр
и держава служили знаками царской власти. Сегодня они символизируют
независимость России от других государств.
Крылья орла похожи на солнечные
лучи, а сама золотая птица – на солнце.
На груди орла – красный щит с
изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его
плечами развевается синий плащ, в правой руке – серебряное копьё, которое
помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем.
Верный конь топчет змея-дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над
злом.
-Как выглядит флаг России?
Флаг состоит из трёх полос одинаковой
ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя красная.
В России эти
цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый –
благородство, чистота совести: синий – честность, верность и правду; красный –
цвет огня – смелость, отвагу и великодушие.
Бело – синий - красный флаг
впервые дал русскому флоту и армии царь Пётр Ι.
Чтение
текста на с. 115 учителем.
Вопросы
по восприятию текста.
- Чем славны русские люди?
- Чему будут рады мама, папа,
сестра?
Чтение
текста учащимися.
(-------)
Работа
над формированием навыков правильного, плавного, выразительного чтения.
Упражнения
для развития речевого аппарата. Дыхательная гимнастика:
1.Упражнение
«Воздушный шарик»
(Сделать вдох носом; выдыхаем
ртом так, словно хотим удержать в воздухе воздушный шар, чтобы он не упал на
землю.)
2.Упражнение
«Какой красивый цветок!»
В руке у учащихся цветки из
бумаги. Делаем глубокий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка, а на выдохе
произносим слова «Какой красивый цветок!»
Повторное
чтение учащимися текста.
-Сейчас будем читать текст, беря
дыхание в начале текста и понижая голос в конце предложения.
Чтение
пословиц в «Русской азбуке» с.114
Язык острее меча.
Язык болтает – рукам мешает.
-Прочитайте пословицу. Объясните
смысл. В каких случаях так говорят?
Подведение
итогов урока.
-С какой буквой познакомились на
сегодняшнем уроке?
-Что интересного узнали о ней?
Урок обучения
грамоте в 1
классе
Тема урока: «Гласные буквы Я, я,
обозначающие звуки
Провела
учитель начальных классов
Позднякова
Елена Александровна