Вечер русского языка
2007 г объявлен годом русского языка. Это очень примечательно. Потому что не бывает общества без языка и языка без общества.
Русский язык – язык наших прадедов. На нём написаны замечательные произведения, которые знают во всём мире. Язык Тургенева, Добролюбова велик и могуч. Именно на русском языке мы произносим свои первые слова – «мама», «хлеб». Прочитали в букваре – «мама моет раму». Выучили первое стихотворение «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу». Вся наша жизнь пронизана песнями, сказками, загадками и все на русском языке. Русский народ – особый народ, о котором Тютчев Ф.И. сказал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать – в Россию можно только верить».
Русского языка, такого, каким мы сейчас пользуемся, могло долго и не быть. Этим мы обязаны Пушкину. Именно он сделал русский литературный язык живым, ярким, красочным. В этом году исполнилось 170 лет со дня смерти поэта. Именно поэтому мы и включили в наш вечер фрагменты из его повестей.
Итак, мы начинаем. (соблюдать тишину, следить внимательно)
* * *
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины. Ты,- один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу .
* * *
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком
* * *
Русский язык! В нём, как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений,
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений.
* * *
Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
* * *
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
* * *
Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.
* * *
Ты никогда не станешь тусклым,
Не охладеть ни на миг.
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих!
(кланяются)
Сценка о русском языке.
Орфография:
«Здравствуйте, ребята, гости, взрослые. Как я рада, что меня пригласили на вечер. А мне рады? Не очень! Но ведь вам без меня не обойтись: без меня ни диктанта, ни сочинения, ни доклада не напишешь. Ведь грамотность у нас всегда на 1 месте. Ой, что-то моя подружка Грамматика опаздывает.
(Приходит Грамматика)
Орфография:
Наконец-то ты пришла. Я уже беспокоиться стала, ведь ребята мне не очень рады.
Грамматика:
Это они зря так наступают, мы с тобой обе нужны, не знаешь частей речи – ошибок понаделаешь. А где же русский язык? Пригласил, а сам гостей не встречает.
Орфография:
Смотри, Грамматика, какой-то мальчик с книгами. Наверно, он всё знает. Давай у него спросим. Мальчик, а ты не знаешь, где сейчас русский язык?
Мальчик:
Ой, он наверно, на инагурации, а, может, на брифинге, возможно, на кастинге, коммопике подписывет, если консенсус достигнут, а потом сеньюрити, паппараци.
Орфография и грамматика (вместе):
Что ты сказал? Это о чём речь?
Мальчик:
Вы, прямо, как нерусскиею надо вам вот такие книги «Словарь иностранных слов», «Толковый словарь», тогда и газеты будете понимать.
Орфография:
Так ведь там и так понятно. Всё на русском языке.
Мальчик:
На русском, а все слова английские.
Грамматика:
Бедные мы, бедные. У нас все диктанты, сочинения, а до газет руки не доходят.
Мальчик:
О, это уже давно. И вывески на магазинах не по-нашему, и на базаре секен хенд, на экране хеппи энд. Ну, до свидания, мне надо учить иностранные слова
Грамматика:
Дожили- нечего сказать.
Орфография:
А давай Фольклору позвоним. Спросим, как идут дела. У него – то всё должно быть нормально. Алло, здравствуй, Фольклор. Как поживаешь? У тебя всё по – старому? Иностранным словам не научился? Ну, приезжай! Давай вспомним наше русское, родное.
Фольклор:
«Здравствуйте, звали и я пришёл. Помните меня, а мои пословицы. Какие пословицы знаете? А загадки умеете отгадывать?
Кто больше назовёт – призы получит.
Пословицы
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Встречают по одёжке – провожают по уму.
Умную голову почитают с молоду.
Не за то волка бьют, что сер, а за то овцу съел.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Береги платье снову, а честь с молоду.
Маленький дождишко – лодыро отдышка.
Учёного учить только время портить.
Ремесло – не коромысло: плеч не оттянет.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Загадки
1) Четыре ноги, а не лошадь, есть перья но не птица (кровать)
2) Что сырое не едят, а варёное выбрасывают.
3) Сама холодная, а людей жжёт (крапива)
4) Сидит Пахом, на коне верхом, книги читает, а грамоты не знает. (очки)
5) Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь.(Топор)
6) Купил не жалей, будет ехать веселей (колокольчики)
(награждение победителей)
Стихотворение
«Рассказ школьного портфеля»
Знакомьтесь: Петя, мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет»
«Закрой магасин на обед»
«Хозяйка моет стаканы»
«Сенет свеклу»
«Пенет блины»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «портфелем зовёт»
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя/.
- Петя/ - несётся со двора – тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя/!
Ведь ты большой , а он дитя!
«Петя/» обижен на ребят:
Скажите, в чём я виват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ведущий
Учила я язык России,
Страницы Пушкина открыв,
Как символ правды негасимой
И как в грядущее порыв.
Открываем книгу на 1 стр.
«Метель»
Ведущая:
Бурмин признался Марье Гавриловне в любви и начал рассказывать о событии, которое произошло 3 года назад.
Бурмин рассказывает: «В начале 1812 года я спешил в Вильну, где находился наш полк.
«Сюда! Сюда!»- трое вместе (корнет Дравин, землемер Шмит, улан мальчишка)
Корнет:
«Помилуй, где ты замешкался?
Невеста в обмороке.
Поп не знает, что делать?
Землемер:
Мы готовы были ехать назад.
Выходи же скорее.
Служанка:
«Слава богу, нашему приехали.
Чуть было вы барыню не уморили.
Священник:
«Прикажите начинать?»
Бурмин:
Начинайте, начинайте батюшка
Священник:
Во имя Отча и сына, и Святого Духа. Аминь! Венчается раб божий Владимир рабе божей Марии. Согласны ли вы, Владимир, быть опорой в радости и горести Марии? Согласны ли вы Мария, быть опорой в радости и горести. Поцелуйтесь.
Мария:
Ай, не он! Не он! (падает в обморок)
«Капитанская дочка»
Пугачев отпустил военный совет и просил прийти Гринева.
«Дубровский»
Антон Пафнутьевич, призывал го/спода в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешил. Деньги, хранимые в ней, перешли в кожаную суму, которую он носил на груди под рубашкой. Он не доверял никому. Оставшись ночевать у Троекурова, он боялся, что ему отведут уединённую комнату, куда легко заберутся воры. Он искал надёжного товарища и наконец выбрал француза
А.П:
Гм, гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конурке, потому что извольте видеть.
Дефорж: ….. дезир монаир?
А.П.
Эк, беда, ты мусье, по-русски ещё не выучился.
Же ве, муа, те ву куше, понимаешь ли?
Дефорж: монжир, тре волонтрес…….
А.П.:
Пуршуа ву туше, нуркуа ву туше.
Я не могу дормир в потемлах.
Проклятый вашурман. Нужно ему было свечку тушить. Ему же хуже. Я спать не могу без огня. Мусье, мусье- же ве авеж ву нарм. Мусье, а мусье! Дьявол тебя поверни.
Пробуждение.
А.П. Несь не се, мусье, несь не се.
Дефорж: Тише, молчать, молчать или вы пропали. Я Дубровский.
Цыганы
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Горит костёр. Вокруг него ходят цыгане: девушки, парни. Входит группа цыган. В центре Рубина.
Рубина: «Как, роман, поработали?»
Васька: «Хорошо, Рубина, смотри, какой красавец! (показывает петуха)
Рубина: «Украл, Васька! Не хватало нам Ментов»
Васька: «Заработал, ей богу, Рубина, заработал. Ну, я же для табора старался.»
Рубина: «Ну, хорошо, если для табора, то пусть заработал»
Уходят.
Старик-цыган. Подходит Земфира.
Земфира:
Отец мой!
Веду я гостя; за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на ночь зазвала.
Он хочет быть, как мы, цыганом;
Его преследует закон,
Но я ему подругой буду.
Его зовут Алеко – он
Готов идти за мною всюду.
Старик:
Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шарта…..
Я готов
С тобой делить и хлеб и кров.
Земфира:
Пойдём, Алеко!
Ромам, давайте споём и спляшем для гостя.
Звучит «Цыганочка» все цыгане пляшут, поют
Викторина
1. В какой город направлялся Бурмин из повести «Метель»? (Вильна)
2. Кто рассказал сказку Пугачёву в ребячестве? (калмычка)
3. Где до Троекуровского была гранил деньги Антон Пафнутьич?
4. О каком сражении рассказывал Пугачёв?
5. Назовите фамилию грабителя Антона Пафнутьича.
6. Сколько свидетелей было у Бурлина?
7. Сколько глиняных горшков было на столе у Пугачёва?
8. Как звали собеседника Пугачёва?
9. Кого привела в табор цыганка, назовите имя нового знакомого?
10. Как звали цыганскую баронессу?
11. Кто из цыган украл петуха?