Интегрированный урок литературы и музыки на тему :
«Так и рвётся душа из груди молодой».
Цели урока:
Ход урока
Сегодня наш урок называется «Так и рвётся душа из груди молодой». Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Так сразу не определишь. Обратимся к теме «Так и рвётся душа из груди молодой». Душа. А что такое душа? По христианскому учению это – вся человеческая сущность, все что есть в человеке, его стержень. Слышали мы это? Нашло ли это отражение в речи? Какие фразеологизмы помним? (работа с классом) (Класс называет фразеологизмы, даем толкование)
Молодцы ребята. Хорошо знаете.
А как вы думаете, что действует на душу, что она рвется? Так сразу и не скажешь. Что может воздействовать на человека ( вид искусства, литературы, живопись, балет, опера)
А теперь давайте представим, что сейчас не 2008 год, а 1888 год. Представьте, далеко в степи, в знойный полдень, по раскаленному песку бредут усталые путники. У каждого на плече коса. Они идут с жатвы. Как в народе говорят, наступила «аржаная» уборка – рожь убирают. Жарко. Хочется воды или прохладного ветерка, чтобы охладить потные, разгоряченные плечи и спину. Но жара несносная. И один из них – старик отец просит старшего сына: «Сын мой, сделай дорогу короче»
- Не могу, батюшка, не в моей воле».
И обратился он к среднему : «Сынок, устал я, может, ты сделаешь дорогу короче?»
Средний сын, обливаясь потом, промокая. А когда старик попросил младшего, тот вытер рукавом пот, переложил косу на другое плечо и затянул песню.
В нашей Воронежской области говорят – «заиграл песню».
Правильно, песня воздействует на человека.
Тема нашего урока: «Так и рвётся душа из груди молодой»
Речь на нашем уроке пойдёт о русской народной лирической песне. Мы уже знакомились с этим жанром фольклора и музыки. И имеем представление.
Эпиграф – слова М.В.Ломоносова «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают»
Обратите внимание на высказывание Ломоносова
Итак, попытаемся на нашем занятии ответить на вопрос: В чём сила, красота и обаяние русской народной лирической песни?
Закрепление материала
В 20 в. собирали песни
М.М.Пришвин, П.П.Бажов, Б.Н.Шергин,, А.П.Платонов. в
Русский народ поклонялся всем небесным светилам: солнцу, месяцу, звездам, - сохранял природу, боготворил её. Часто в песнях девушка- голубка, утица, калина, сладкая вишня, молодец – сокол, голубь, дуб, хмель. Примером «Тонкая рябина», где рябина – девушка, дуб-молодец. Песня об одиночестве девушки, о невозможности быть счастливой, о горе, тоске, грусти.
Какие разновидности песен вы знаете? Большая роль в песнях принадлежит интонации. Интонация – это воплощение художественного образа в музыкальных звуках. По ней можно узнать, кто говорит: ребенок, взрослый, девушка, старик, как они друг к другу относятся; можно узнать об их характере, эмоциональном и физическом состоянии- усталости, гневе, радости. В песне «Матушка, что во поле пыльно» свои образы. (исполнение песни)
o Сколько героев в этой песне? (два)
o Как называется беседа двух людей? (диалог)
o Кто беседует? (матушка и молодая девушка)
o Как по интонации можно сказать об их состоянии? (мать спокойна, девушка взволнована)
o Это песня диалог- дуэт с описанием, повествованием.
Мы знаем, что песни доносят до нас события давних лет. Известно, что солдатская служба, начиная с царствования Петра Первого равнялась 25 лет. Была она очень нелегка, порой ужасна. Люди понимали это и сложили песню «Как служил солдат» (исполнение песни)
Редко какое художественное произведение не включает в себя русскую народную песню. Это видно в произведениях И.С.Тургенева «Певцы», Пушкин «Дубровский» («Не шуми ты, мати зеленая дубравушка»), «Капитанская дочка» и другие.
В песнях отразились революционные настроения народа, отношение простых людей к судьбе революционеров, превращается в рассказ о собственной жизни.
«Это было давно» (хлеборовский вариант) исполнение песни. Песня моей бабушки по матери.
Тема нашего урока «Так и рвется душа из груди молодой» это строки из стихотворения Кольцова, нашего земляка.
Хочет воли она,
Просит жизни другой!
В чем же сила, красота, обаяние русской лирической песни?
1. Лирическая песня богата изобразительно- выразительными средствами ( сравнения, описания, яркие образы).
2. Лирическая песня богата мелодическим строением.(широкий диапазон, тембр и звонкость исполнения)
3. Лирическая песня передает чувства и сокровенные мысли, свою душу, поэтому слушатели сопереживают, плачут или смеются вместе с ними.
Почему песни дошли до нас сквозь столетия? (русский народ вложил в них свою душу, обогатил духовностью, которая сквозь столетия вновь и вновь волнует сердца, заставляет их радоваться
Разговор о М.Н.Мордасовой, о ее роли в русской народной песне; о Лидии Андреевне Руслановой, взятие рейстага – Русланова – 100 баянистов «Валенки»
Беседа о современной песне.
Какие современные песни вы поете? Какие песни вы слушаете? Ваши любимые группы, исполнители?
1) Снова теплый ветерок твои губы колышет
2) И ноздрями землю втяну
3) Что мы будем делать, если она двинет собой
Тема расплывчата, мотив грусти, одиночества, нет смысла, не говоря о душе.
Дополнительный материал к уроку.
В глубокой древности люди не умели читать и писать, но все складывали песни, сказки, пословицы. Это были произведения устной народной поэзии. Они сочинялись отдельными авторами, талантливыми певцами и поэтами, но имена авторов не запоминались. Но самые произведения народ хранил а памяти и передавал из поколения в поколения. В долгие зимние вечера, во время отдыха пелись песни. Шло время, появлялись новые талантливые певцы, поэты. Передавая старую песню, они стремились сделать её лучше и нередко многое изменяли в ней. Так устные произведения становились коллективными, в создании которых принимали участие многие десятки и сотни людей. В произведениях отразилась история жизни, мечты, глубокие чувства горя и радости, любви к людям. Песни передавались от отца к сыну, от сына к внуку. Язык русской песни отличается сердечностью и задушевностью. В ней чувствуется любовь к родной земле, людям. Задушевность языка ярко выражена в ласкательных и уменьшительных существительных и прилагательных (матушка, платочек). Русские ученые собиравшие произведения устной поэзии, установили, что больше всего старинных русских былин, песен и сказок встречается в северных областях: у Белого моря, Онежского озера, Северной Двины, в Карелии.
Север России – хранитель русской народной поэзии. Это произошло потому что в прошлые века север имел большое культурное и торговое значение. Белое море, мощные реки и озера связывали нашу родину со всем миром.
На севере не было крепостного права, и люди жили привольнее. Поэтому на севере России расцвело народное творчество. Здесь вырастали целые поколения талантливых сказителей, которые хранили в памяти и исполняли множество песен, былин. Например, в середине 19 в народной славой исполнитель былин, песен был Трофим Григорьевич Рябинин. Он передал искусство сыну Ивану Трофимовичу Рябинину, от которого в свою очередь перенял его искусство Иван Герасимович Рябинин.
В конце 19 в и в начале 20 в особенно талантливыми исполнителями песен были русские крестьяне Ирина Федосова, Мария Кривонолепова, Илья Семенов и др.
Пушкин с большой любовью относился к народному творчеству «Что за прелесть эти сказки!»- восклицал Пушкин. В его произведениях мы нередко встречаем народные песни, пословицы, поговорки