Тема:
«Информационное общество».
Цели урока:
Оборудование:
доска, компьютер,
компьютерная презентация.
План урока:
Ход урока:
I. Орг.
момент.
Приветствие,
проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II.
Актуализация и проверка знаний.
Учащиеся
выполняют компьютерные тесты по предыдущим темам.
III.
Теоретическая часть.
Человеческое
общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем
энергией и, наконец, информацией.
В
первобытно-общинном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе
существования которых лежало ремесло) деятельность общества в целом и каждого
человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение
веществом.
На заре
цивилизации (десятки тысяч лет до н. э.) люди научились изготавливать простые
орудия труда и охоты (каменный топор, стрелы и так далее), в античности
появились первые механизмы (рычаг и др.) и средства передвижения (колесницы,
корабли), в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и
механизмы (ткацкий станок, часы). Овладение энергией находилось в этот период
на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались Солнце,
вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.
С самого
начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения
информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем
человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки,
а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители
информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). История
создания устройств для обработки числовой информации начинается также еще с
древности — с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).
Индустриальное
общество.
Начиная
примерно с XVII века в процессе становления машинного производства на первый
план выходит проблема овладения энергией (машины и станки необходимо было
приводить в движение). Сначала совершенствовались способы овладения энергией
ветра и воды (ветряные мельницы и водяные колеса), а затем человечество
овладело тепловой энергией (в середине XVIII века была изобретена, паровая
машина, а в конце XIX века — двигатель внутреннего сгорания).
В конце XIX
века началось овладение электрической энергией, были изобретены
электрогенератор и электродвигатель. И наконец, в середине XX века человечество
овладело атомной энергией, в 1954 году в СССР была пущена в эксплуатацию первая
атомная электростанция.
Овладение
энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских
товаров, было создано индустриальное общество. Основными показателями
развитости индустриального общества являлись количественные показатели, то есть
сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и так далее.
В этот
период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи
информации. В середине XV века было изобретено книгопечатание, что позволило
сделать информацию доступной для гораздо большего количества людей. С конца XIX
века для передачи информации на дальние расстояния по проводам стали широко
использоваться телеграф и телефон, а в XX веке — электромагнитные волны (радио,
телевидение).
Информационное
общество.
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание
Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой аналитической
машины. Однако лишь с середины XX века, с момента появления электронных
устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального
компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к
информационному.
В
информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе
владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и
оптимально строить любую деятельность.
Важно не
только произвести большое количество продукции, но произвести нужную продукцию
в определенное время, с определенными затратами и так далее. Поэтому в
информационном обществе повышается не только качество потребления, но и
качество производства; человек, использующий информационные технологии, имеет
лучшие условия труда, труд становится творческим, интеллектуальным и так далее.
В настоящее
время развитые страны мира (США, Япония, страны Западной Европы) фактически уже
вступили в информационное общество, другие же, в том числе и Россия, находятся
на ближних подступах к нему.
В качестве
критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие
компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения,
занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и
коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
Производство
компьютеров.
Первые
электронно-вычислительные машины (ЭВМ), которые могли автоматически по заданной
программе обрабатывать большие объемы информации, были созданы в 1946 году в
США (ЭНИАК) и в 1950 году в СССР (МЭСМ). В 40-60-х годах производство ЭВМ
измерялась единицами, десятками и, в лучшем случае, сотнями штук. ЭВМ были
очень дорогими и очень большими (занимали громадные залы) и поэтому оставались
недоступными для массового потребителя.
Массовое
производство сравнительно недорогих персональных компьютеров началось с
середины 70-х годов XX века с компьютера Apple II (с этого компьютера начала
свое существование фирма Apple). Количество производимых персональных
компьютеров начало составлять десятки тысяч в год, что по тем временам было
колоссальным достижением.
В начале
80-х годов приступила к массовому производству персональных компьютеров
корпорация IBM (компьютеры так и назывались IBM Personal Computer — IBM PC).
Достаточно скоро IBM-совместимые компьютеры стали выпускать многие фирмы, и их
производство достигло сотен тысяч в год. Ежегодное производство персональных
компьютеров постоянно росло и в 2000 году превысило 150 миллионов.
Персональный
компьютер постоянно совершенствовался, его производительность возросла на три
порядка, при этом, что очень важно, цена практически не изменилась.
Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю, и теперь в развитых
странах мира компьютер имеется на большинстве рабочих мест и в большинстве
семей.
Компьютерные
сети.
В настоящее
время существенной тенденцией в информатизации общества является переход от
использования компьютеров в автономном режиме к использованию их в
информационных сетях.
Информационные
сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко
всей информации, накопленной человечеством за всю свою историю. Электронная
почта и телеконференции, поиск информации во Всемирной паутине и в файловых
архивах, интерактивное общение, прослушивание радиостанций и просмотр
телевизионных программ, покупки в Интернет-магазинах стали повседневной
практикой многих пользователей компьютеров в развитых странах.
Развитие
глобальных компьютерных сетей началось в 80-е годы. В 1981 году в сети Интернет
насчитывалось лишь 213 компьютеров, к концу 80-х годов количество подключенных
к сети компьютеров возросло до 150 тысяч, однако наиболее быстрый
экспоненциальный рост их количества происходил в 90-е годы.
По
количеству имеющихся серверов Интернета можно судить о степени информатизации
отдельных стран. Наибольшее количество серверов зарегистрировано в доменах
административного типа, которые находятся в основном в США (около 104 миллионов
серверов), на втором месте, с большим отставанием, Япония (7,1 миллионов
серверов), Россия занимает в этом списке 24-е место (около 400 тысяч серверов).
Развитие
глобальной компьютерной сети требует наличия каналов связи с высокой пропускной
способностью. Основой глобальной компьютерной сети Интернет являются
магистральные высокоскоростные линии связи, по которым передается информация
между региональными сетями. В настоящее время наиболее мощные региональные сети
функционируют в Северной Америке, Европе, Японии и Австралии. Они соединены
между собой многочисленными оптоволоконными линиями связи с пропускной
способностью до 20 Гбит/с и выше.
Внутри
региональных сетей информация передается также преимущественно по
оптоволоконным каналам с различной пропускной способностью (от 1 до 155
Мбит/с). В региональных сетях часто используются также выделенные линии
(медные), а иногда (в пределах прямой видимости) и радиоканалы, пропускная
способность которых может достигать 2 Мбит/с.
Для
подключения отдаленных регионов наиболее экономически выгодным является
подключение по спутниковым каналам, пропускная способность которых может
достигать десятков мегабитов в секунду.
Однако для
большинства индивидуальных пользователей (их сейчас в мире около 1 миллиарда)
приемлемым по цене является доступ в Интернет только по коммутируемым
телефонным каналам со скоростью до 56 Кбит/с. В России, по разным оценкам,
таких пользователей от 3 до 5 миллионов.
Население,
занятое в информационной сфере.
По данным
ООН, в 90-е годы количество работников, занятых в информационной сфере (для
которых обработка информации является основной производственной функцией),
возросло примерно на 25%, тогда как количество занятых в сельском хозяйстве и
промышленности сократилось соответственно на 10 и 15%.
Компьютеры и
информационные технологии интенсивно проникают и в сферу материального
производства. Инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий все
чаще имеют на своем рабочем месте компьютер и используют информационные и
коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
С развитием
коммуникационных технологий и мобильной связи все большее количество людей
осуществляют свою производственную деятельность дистанционно, то есть работая
дома, а не в офисе (в США более 10 миллионов человек). Все большее
распространение получает дистанционное образование и поиск работы через
Интернет. В 2000 году оборот мирового рынка информационных и коммуникационных
технологий составил около 1 триллиона долларов. При этом на закупку аппаратных
средств было потрачено менее половины этой суммы, большая часть была вложена в
разработку программного обеспечения, проектирование компьютерных сетей и так
далее.
Информационное
общество — это
общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой,
передачей и хранением информации.
Курс
информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от
индустриального общества к информационному, так как готовит выпускников школы к
жизни и деятельности в информационном обществе.
Информационная
культура
Количество
информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается
погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть»,
необходимо обладать информационной культурой, то есть знаниями и умениями в
области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с
юридическими и этическими нормами в этой сфере.
Процесс
информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и
навыков, необходимых для социальной адаптации. Возьмем традиционный навык
письма. На заре цивилизации (Шумер, Египет), в античном мире (Эллада, Римская
империя и др.) и в средние века (до изобретения книгопечатания) навык
каллиграфического письма был залогом успешного продвижения по социальной
лестнице. В индустриальном обществе (до изобретения персональных компьютеров)
навыки письма ручкой также были необходимы для любого члена общества.
В настоящее
время, на пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма
ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с
помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши
возрастает.
Создание и
редактирование документов с помощью компьютера, то есть овладение офисными
информационными технологиями, становится в информационном обществе социально
необходимым умением — достаточно просмотреть объявления о приеме на работу.
Умение
работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации
становится важным в информационном обществе.
В
современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного
черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить первоначальное представление
о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного
проектирования (САПР). Такие системы позволят вам быстро рассмотреть различные
варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать чертеж или схему.
Использование
электронных таблиц сделает более простыми и наглядными процессы исследования и
построения графиков функций в процессе изучения математики, планирования и
ведения домашнего бюджета, построения и исследования моделей различных объектов
и процессов.
Необходимость
упорядочить информацию, например, о людях, с которыми вы контактируете, требует
использования записной книжки. Однако часто удобнее использовать для хранения
такой информации компьютерную базу данных «Записная книжка».
При поиске
информации в современной библиотеке или в Интернете необходимо иметь навыки
поиска информации в базах данных. В информационном обществе очень полезным
является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных.
Квалифицированный
пользователь компьютера может на основе использования средств визуального
объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему
специализированные приложения. Например, можно создать приложение, которое
автоматизирует заполнение многочисленных квитанций оплаты за квартиру,
электроэнергию, газ и др.
Современному
человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, то есть умениями
создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во
Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и так далее.
Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание
и публикация в Интернете Web-сайтов с информацией о деятельности организации
или предприятия.
Информационная
культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений
в области информационных и коммуникационных технологий, но предполагает знание
и соблюдение юридических и этических норм и правил. Законы запрещают
использование пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия,
наркотиков и порнографии в Интернете. Общение с помощью электронной почты или в
чатах, участие в телеконференциях предполагают соблюдение определенных правил:
отвечать на письма и не рассылать знакомым и незнакомым людям многочисленные
рекламные сообщения (спам), не отклоняться от темы обсуждения в
телеконференциях и чатах и так далее.
Вопросы:
III.
Практическая часть.
Учитель
напоминает как отправить, получить, переслать электронную почту с помощью
программы Outlook Express; как запустить браузер, ввести адрес web-страницы,
перейти на другую страницу.
Далее
учащиеся работают с электронной почтой в локальной сети, а затем и в Интернет.
В Интернет учащимся дается задание познакомится с сайтом «Музей истории
вычислительной техники» по адресу http://museum.iu4.bmstu.ru/.
Найти
изображение аналитической машины Бэббиджа и выслать учителю по электронной
почте.
Учащиеся
выполняют задание.
IV. Д/з
Знать, что
такое информационное общество, информационная культура, уметь работать
просматривать web-страницы в сети Интернет и работать с электронной почтой.
Дополнительное задание: найти в Интернет статистику роста пользователей
Интернет по годам, роста пользователей рунета.
V. Вопросы
учеников.
Ответы на
вопросы учащихся.
VI. Итог
урока.
Подведение
итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы
познакомились с тем, что такое информационное общество и информационная
культура. Продолжили осваивать коммуникационные технологии.